среда, 17 августа 2011 г.

Самые красивые маяки

Слово МАЯК у каждого человека вызывает свои, индивидуальные, мысли. Думаю, однако, большинство из них носит романтический характер, что легко объяснимо. Выполняющие вполне унитарную роль, эти величественные сооружения ассоциируются со словами: море, шум прибоя, одиноко стоящая на скале башня, прорезающий темноту и туман луч света - путеводный огонь несущий спасение для далеких судов. Если к этому добавить романтический образ одинокого смотрителя маяка, то тогда понятно, откуда берутся эти романтические мысли у большинства представителей рода человеческого. И поэтому не удивительно, что маяк (образ маяка) активно используется художниками, литераторами и другими творческими деятелями культуры и искусства.
Для примера вспомним Великих. Вот действительно великий Художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. Если маринист – то море и корабли, а если море и корабли – то, как же без маяков. Вот две картины из раннего Айвазовского, где есть море, корабли и конечно маяки.

Айвазовский Иван Константинович. Морской пролив с маяком. 1841 г.

Айвазовский Иван Константинович. Берег моря ночью. У маяка. 1837 г.

Примерно в то же самое время, когда Айвазовский рисовал эти свои картины, во Франции художник Жан-Луи Пети (Jean Louis Petit) сотворил свой шедевр – картину Le Phare de Gatteville, на которой изображен маяк Гатвиль (фр. Phare de Gatteville или Pointe de Barfleur Light), находящийся у городка Гатвиль-ле-Фар в Нормандии.
Жан-Луи Пти (Пети) (Jean Louis Petit), Le Phare de Gatteville, 1841 г
Самое интересное, что этот маяк работает и сегодня. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, если учитывать, что построен он из гранита, имеет толщину стен у основания 2,6 метров, на вершине – 1 метр, при диаметре основания 9,25 метров, вершины – 6 метров.
Первый маяк, построенный в 1774 году, имеет высоту 25 метров и в настоящее время не используется по прямому назначению. Строительство второго маяка, который расположен рядом с первым, происходило с 1829 по 1835 год. Имея высоту 74,85 метра, он и сегодня представляет собой грандиозное сооружение, являясь третьим в мире по высоте, среди традиционных каменных маяков.
Маяк Гатвиль (фр. Phare de Gatteville или Pointe de Barfleur Light) находящийся у городка Гатвиль-ле-Фар, Нормандия, Франция.
Lighthouse at Gatteville is the third tallest conventional stone lighthouse in the world.
Фотография с блога Maxted Travels with Modestine 2: Caen and Cotentin
Кстати, в десятке самых высоких маяков в мире (Top 10 Tallest Lighthouses in the World) есть два из России. А вот еще один интересный список высочайших маяков мира - List of tallest lighthouses in the world, в который попали три маяка из России и один из Украины.
Вот они наши родные, самые высокие маяки:
  • Lesnoy Mole Rear Range Light, St. Petersburg (73 meters) – действующий маяк системы «ведущих огней» (англ. Leading Lights, амер. Range Light) или створный маяк. Расположен в районе верфи на набережной и указывает кораблям путь в торговый порт Санкт-Петербурга. Это четвертый в мире по высоте среди традиционных маяков ("traditional lighthouse"), первый по высоте в России, а также первый в мире по высоте среди створных маяков.
  • Стороженский маяк / Storozhenskiy Light (71 meters), также известный как Storozhno Light действующий с 1911 года маяк на Ладожском озере в Ленинградской области, Россия.  Это 10-й по высоте маяк в мире, седьмой среди традиционных маяков, четвертый среди каменных.
  • Осиновецкий маяк / Osinovetsky Light  действующий маяк на Ладожском озере в Ленинградской области, Россия. Он расположен на мысу близ юго-западной части озера. Свет маяка указывает западную сторону южной бухты озера, ведущую к входу Невы. При высоте 230 футов (70 м), это восьмой по высоте традиционный маяк ("traditional lighthouse") в мире. Он немного короче своего  близнеца Стороженского маяка. Маяк служил важной вехой на Дороге жизни во время блокады Ленинграда (с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 г.).
  • Аджигольский маяк - уникальный по конструкции сетчатый стальной гиперболоидный маяк в Днепровском лимане напротив сёл Рыбачье и Станислав Голопристаньского района Херсонской области, Украина. Построен в виде сетчатой оболочки в форме однополостного гиперболоида вращения в 1910 году по проекту инженера, академика Владимира Григорьевича Шухова. Высота маяка - 70 метров (по другим данным – 64 метра). Это самая высокая односекционная гиперболоидная башня, построенная В. Г.Шуховым.

Самые высокие маяки нашей Родины: Lesnoy Mole Rear Range Light; Стороженский маяк; Осиновецкий маяк; Аджигольский маяк.

Маяк – одно из древнейших изобретений человечества.

Если уйти от романтических мыслей, которые ассоциативно возникают при слове маяк, то следует сказать, что это, как утверждает Википедия, прежде всего, средство навигационного оборудования побережья крупных водоёмов в виде капитального сооружения, нередко башенного типа, предназначенное для сопоставления наблюдаемой судоводителем картины с определённым местом на географической карте, имеющим точно установленные координаты.
Вот еще одно определение из Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
Маяк - высокое, в виде башни, строение, стоящее на морском берегу, на пути следования судов - для указания пути мореплавателям. Ночью на вершине М. поддерживается огонь. Указательные М. возводятся в открытом море, на отдельных небольших скалах и отмелях, а иногда и на искусственных возвышениях дна; они служат главным образом для того, чтобы дать возможность судну, приближающемуся к берегу, ориентироваться относительно своего положения и проверить правильность своего курса.
Если подходить к маякам, как к изобретению, то следует сказать, что это очень древнее изобретение. В вышедшей в 1868 году в Лондоне книге с названием Wonderful inventions: from the mariner's compass to the electric telegraph cable, была предпринята попытка обобщить движение человечества по пути технического прогресса в виде составления списка самых замечательных, изумительных, удивительных, … (wonderful одним словом) изобретений всех времен и народов. Оставлю на совести Джона Тимбса (John Timbs) - автора этой книги, какими принципами он руководствовался при отборе изобретений в эту книгу, тем не менее, приведу этот список.
  1. The Mariner's Compass
  2. Lighthouses and Lifeboats
  3. The Barometer
  4. The Thermometer
  5. Printing
  6. The Telescope
  7. The Microscope
  8. Clocks and Watches
  9. Gunpowder and Gun-cotton
  10. Gas-lighting
  11. Artesian Wells
  12. The Steam-engine
  13. The Cotton Manufacture
  14. Steam Navigation
  15. The Railway and the Locomotive Steam-engine
  16. Iron Ships of War, Guns, and Armour
  17. The Electric Telegraph
  18. Ocean Electro-Telegraphy. – The Electric Cables

Под номером 2 в этом списке стоит Lighthouses and Lifeboats, т.е. маяки и спасательные шлюпки. Не знаю с чем связана такая нумерация в этой книге: по степени значимости, по древности изобретения, либо по другим неведомым мне причинам, но отчасти второе место маяков и спасательных шлюпок можно объяснить тем, что книга издана в Великобритании, а для владычицы морей безопасность мореплавания всегда была важна. Стоящие на первом месте компас и на третьем барометр, только подтверждают это мое предположение.
И тем не менее,
маяк – одно из самых древних и важных изобретений человечества.

Первые маяки появились еще в Древнем Мире, как потребность в безопасном мореплавании, которое сильно развивалось, благодаря постоянно увеличивающимся объемам морской торговли. Произошло это около четырех тысяч лет назад на Средиземном море – колыбели современной цивилизации. Сначала это были костры на береговых возвышенностях. Позже греки стали строить каменные башни и разводить огонь на их вершине.
Самым известным и самым большим маяком в истории является Александрийский маяк, построенный в III веке до н.э. в египетском городе Александрия. Также известный как Фаросский маяк (по имени острова на котором размещался), он являлся одним из семи чудес света. Высота маяка равнялась 120 – 140 метров, что даже по современным меркам является очень впечатляющей высотой для каменного здания. Благодаря такой высоте, свет от огня костра на его вершине был виден на расстоянии 60 – 100 километров.
Александрийский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на фундаменте из массивных каменных блоков. Первая башня представляла собой квадратную (30x30 метров) призму высотой 60 метров, в которой находились технические помещения. На плоской крыше этой башни, украшенной статуями, располагалась средняя (восьмиугольная) 40-метровая башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню. Последняя же, в свою очередь, была сооружена в виде цилиндрической колоннады, где и горел огонь, указывающий кораблям путь в бухту.

Александрийский (Фаросски) маяк.
Это грандиозное сооружение простояло около тысячи лет, пока в 796 году было сильно повреждено землетрясением. В дальнейшем предпринимались попытки восстановить маяк, но без особого успеха. В XIV веке высота маяка составляла около 30 метров. А в конце XV века на месте маяка и из его обломков была построена крепость, стоящая и сейчас.
Не все, однако, согласны с таким видом реконструкции Александрийского маяка. Вот рисунок из изданной еще в 19-м веке в Париже книги Чудеса науки, или популярные описание современных изобретений (Les merveilles de la science, ou Description populaire des inventions modernes)

Попытка реконструкции маяка в Александрии. / Essai de restauration du phare d'Alexandrie.
Некоторые утверждают, что Александрийский маяк был первым в мире маяком. Думаю, однако, что это не так. Трудно представить, что можно впервые (с нуля) построить какой-то технический объект, и он бы оставался самым-самым на столетия, а в данном случае навсегда. Конечно, у него были предшественники. Для подтверждения этого факта можно вспомнить поэму Гомера «Илиада» (IX-VIII вв до н.э.): «Едва лишь закатится солнце, всюду огни зажигают сигнальные».
Захватив все прибрежные территории Средиземного моря, Римская империя вела активную морскую деятельность и не могла не заботиться о безопасности мореплавания. В результате, в акватории Средиземного и прилегающих к нему морей, рабами Древнего Рима было построено около 30 маяков. Один из таких маяков, построенный на побережье Атлантического океана около 100 года н.э. возле нынешнего испанского города Ла-Корунья (La Coruna) является действующим и сейчас.
Башня Геркулеса (исп. Torre de Hércules, анг. Tower of Hercules) - действующий маяк в северной части города Ла-Корунья (Галисия, Испания). Построен во времена Римской империи, считается древнейшим маяком в мире и единственным используемым древнеримским маяком. Строение имеет высоту 55 м и стоит на полуострове, скалистый берег которого возвышается на 57 м над водами залива Бетансос Атлантического океана.
Башня Геркулеса (Tower of Hercules) - самый древний действующий маяк
Остальные древнеримские маяки, к сожалению, остались только в виде развалин или(и) памятников архитектуры. Вот как выглядели в 19-м веке остатки римского маяка в Дувре. Эти развалины сохранились до нашего времени а их изображение, при желании, можно найти в интернете.
Маяк в Дувре, предположительно римской постройки и квадратная башня замка Дувр.
Phare de Douvres, supposé de construction romaine; et tour carrée du chàteau de Douvres.
Источники света маяков
Как уже было сказано, на первых маяках в качестве источника света использовались обычные костры. Но костер не очень эффективный источник света, требующий большого количества дров, и как следствие больших затрат материальных и людских ресурсов. Для увеличения эффективности использования источников света, еще в древности стали использовать медные зеркала-отражатели, которые в различных вариантах применялись еще в начале 19-го века. Вот примеры использования параболических отражателей с химическими источниками света.

Параболические отражатели с источниками света, которые применялись на маяках

Оказалось, что технологически более выгодным делать концентрирующие оптические элементы не отражающими, а работающими на просвет, т.е. использовать для концентрации света линзу. Однако линзу больших размеров сделать сложно, а её вес при этом будет большим. Чтобы решить эту проблему, в 1820 году Огюстеном Френелем (фр. Augustin Fresnel) была изобретена линза, состоящая из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, которые в сечении имеют форму призм специального профиля. Такая сложная составная линза получила название линза Френеля. Диаметр линзы Френеля может составлять нескольких метров, при достаточно малом весе.
Для простейшей модуляции светового потока (мигания) стали использовать сборку линз, вращающихся вокруг излучающего во всех направлениях и постоянного по интенсивности источника света.
Линза Френеля и её применение в осветительных установках маяков
История применения в маяках различных видов источников искусственного освещения почти в точности повторяет историю развития осветительной техники вообще. За появлением новых источников света почти всегда следовала попытка их использования на маяках.
По мере развития конструкции маяков в качестве источника света использовались растительное масло, керосин, газ. Позже, для увеличения светоотдачи, стали применять различные калильные сетки. На маяках стали применяться и первые электрические дуговые лампы с различными видами автоматических регуляторов.

Электродуговая осветительная установка с линзой Френеля.
В старых маяках, где источником света были керосиновые лампы, вращение линз осуществлялось с помощью часового механизма, чей привод (пружина или груз) приводился в рабочее состояние смотрителем маяка. Для уменьшения силы трения сборка линз помещалась на поверхности ртути.
Позднее, в маяках с вращающимися зеркалами часовой механизм стал приводиться в движение электродвигателями, а для уменьшения трения стали использовать подшипники.
В современных автоматизированных маяках вообще отказались от системы вращающихся линз, заменив её источником импульсного света, который совместно с оптической системой даёт направленный и модулированный пучок света.
Что касается несущей конструкции маяков, то она также совершенствовалась. Кроме традиционных каменных маяков появились литые железобетонные конструкции. Среди современных маяков есть и с полностью стальной конструкцией. Маяки оторвались от береговой линии, и вышли в море – появились плавучие маяки. Вот пример такого плавающего маяка установленного в Англии в 1869 году.

Плавающий маяк у входа в порт Ливерпуль.
Phare flottant placé à l'entrée du port de Liverpool.
Самый красивый маяк!
Все маяки прекрасны! Вернее, каждый маяк прекрасен по-своему.
Практически все они выполнены по индивидуальным проектам, которые учитывают расположение, погодные условия и предъявляемые к ним требования. Внешний облик маяка несет на себе отпечаток времени, когда он был построен, и особенности стиля создавшего его архитектора. Выбрать из всех маяков самый красивый трудно, а скорее всего, невозможно. Хотя о вкусах можно и поспорить, тем не менее, у каждого человека будет свой взгляд на этот вопрос. И все же, в заключении, рискну представить, если не самый красивый, то уж точно, один из самых красивых маяков.

Кордуанский маяк / Cordouan lighthouse

Кордуанский маяк является действующим маяком, расположенным в море на расстоянии 7 км от берега, недалеко от устья лимана Жиронды во Франции. Имея высоту 68 м., он занимает десятое место  в мире по этому показателю среди традиционных маяков.
Кордуанский маяк / Cordouan lighthouse
The Tour de Cordouan, Патриарх Маяков (Patriarch of Lighthouses) он на сегодняшний день является самым старым маяком во Франции. Он был разработан ведущим парижским архитектором Луи де Фуа (Louis de Foix), и поэтому является шедевром Ренессанса, сплавом королевского дворца, собора и крепости. Работы по его строительству были начаты в 1584 году и закончены в 1611 году.
Луи де Фуа сперва построил круглое основание диаметром 41 м. и 2,4 м в высоту, чтобы сдержать натиск волн. В нем были помещения для хранения воды и других материалов. Над основанием были построены четыре этажа меньшего размера. Первый этаж состоял из круглой башни 15 м. в диаметре, с комнатами для четырех смотрителей вокруг ее внутренней стенки. В центре был богато украшенный квадратный вестибюль (6,7 м. в ширину и 6,1 м. в высоту). Второй этаж был Королевскими апартаментами (King's Apartment), состоящими из гостиной, прихожей и ряда шкафов. На третьем этаже была часовня с куполообразной крышей, отличающейся красотой своей мозаики. Выше этого была вторичной фонарь (secondary lantern), а еще выше сам фонарь. Этот маяк был высотой 49 м. над уровнем моря, и свет, получаемый от сжигания дубовых дров в металлическом контейнере, был виден на расстоянии 5-6 миль.

Так выглядел Кордуанский маяк в начале 17-го века после окончания строительства.
Однако в таком виде маяк просуществовал не долго. В 1645 году шторм уничтожил верхние купола башни, но в 1664 году маяк был восстановлен. При этом была произведена замена топлива в фонаре на китовый жир. В 1719 году верхняя часть башни снова была снесена, но снова была восстановлена в 1724 году, однако уже по новому проекту сделанным Chevalier de Bitry - главным инженером укреплений в Бордо.


Так выглядел Кордуанский маяк в начале 19-го века.

В современной истории внешний облик маяка менялся мало. В 1948 году была проведена электрификация маяка с помощью двух электрогенераторов. В 1984 году в качестве источника света начала использоваться 450-ти ватная ксеноновая лампа, которая, однако, через три года была заменена на 2000 ватную галогенную лампу.



Вид Кордуанского маяка из Пуэнт-де Граве, Жиронда, Франция
le phare de Cordouan vu depuis la pointe de Grave, Gironde, France
Автор: Jack ma
Ушла в прошлое профессия смотритель маяка. Теряют свое былое значение и сами маяки, постепенно превращаясь в памятники архитектуры. Однако они по-прежнему привлекают своей красотой множество людей, вдохновляют фотографов, художников и поэтов.