понедельник, 4 февраля 2013 г.

The History of Child’s carriage with pictures. Part 2

История Детской Коляски в рисунках, картинках и фотографиях

Продолжение, начало здесь.

Обычно, 1890 год большинство источников называют переломным в истории детских колясок, ибо в этом году американский изобретатель Уильям Ричардсон (William H. Richardson) получил патенты на коляску, которая, как утверждается, является прообразом (прародительницей) всех современных образцов этого вида детского транспорта. Если с этим годом, как переломным, можно было бы и согласиться, то с единоличным приоритетом Уильяма Ричардсона можно и поспорить. Тот вид детской коляски, который получил распространение с начала 1890-х годов, есть плод усилий многих людей по обе стороны Атлантического океана.

Детские коляски в период между 1890 – 1920 годами

В эти годы детские коляски хоть и продолжали оставаться символом престижа и социального статуса, но их круг покупателей существенно расширился. Впрочем, это касалось не только колясок, т.к. пришло время индустриального производства, для которого требовался более широкий рынок, чем в предыдущие периоды.
Кроме того, постепенно менялась окружающая среда обитания. Обзаведясь твердым покрытием, улицы стали более пригодны для передвижения по ним с колясками. Также, увеличивалось количество общественных парков – идеальные места для прогулок с детьми.

1890-е годы

Young child in baby carriage. 1890
Фотография 1890 года показывает ребенка одетого в белое и покрытым белым меховым одеялом, сидящего в коляске на тротуаре.
Young child in baby carriage. Landweiman & Rettus, photographer

Drill of the Charleston Cadets, 1891
Drill of the Charleston Cadets, Date Published: 1891.

Lake George, N.Y. Date Published: 1891.
Lake George, N.Y.; west from the Lake House. Date Published: 1891.
Lake George, N.Y. Date Published: 1891.
Европа также не отставала от модных тенденций того времени. Впрочем, почему не отставала?  Париж, что касается моды, всегда был впереди планеты всей.


Capote suzon. Toilettes de promenade. Paris, 1893-1895.
Рисунок из французского модного журнала, датируемый 1893-1895 годами.
Capote suzon. Toilettes de promenade.

Terrible accident au bois de Boulogne. 1898
Гравюра: «Страшная авария в Булонском лесу».
Image Title: Terrible accident au bois de Boulogne.
Creator: Méaulle, F. (Fortuné), b. 1844 -- Engraver
Additional Name(s): Tofani, Osvaldo, 1849-1915 -- Artist
Published Date: 1898

Мужчина и женщина толкают коляску, гуляя по пляжу, Ньюпорт, Род-Айленд, штат Калифорния, 1899 год.
Man and woman pushing a baby carriage walking along the beach, Newport, Rhode Island, ca. 19th century
А вот что предлагали к продаже в конце 19-го века различные фирмы-производители детских колясок. Есть здесь и реклама знаменитого магазина Хитчингса (Hitching's Baby Store), где в конце 1840-х годов приобрела для своих детей коляски Королева Виктория.

Реклама Детских колясок в конце 19-го века.
James Lloyd & Compy. Melbourne Exhibition, 1888.
Hitching’s Baby Store. 1897.
Sears Roebuck & Co. Catalogue. 1897

 1900 – 1920 годы

Коляски такого типа, что из каталога фирмы Sears Roebuck & Co с предыдущего рисунка, вероятно, были очень распространены в конце 19-го – начале 20-го веков. Вот еще такая коляска, изображенная на фотографии, сделанной в 1900 году.

Young boy with girl pushing baby carriage, Staten Island, New York, 1900
Мальчик с девушкой толкают детскую коляску, Стейтен-Айленд, Нью-Йорк, 1900 год.
Young boy with girl pushing baby carriage, Staten Island, New York.

Но больше всего детских колясок в эти годы можно было встретить в городских парках и скверах. Смотрим на фотографию, сделанную в Нью-Йорке между 1902 и 1910 годами. На заднем плане виден небоскрёб Флэтайрон-билдинг (Flatiron Building).

New York, Flatiron Building from Madison Square Park. between 1902 and 1910
Вид на Флэтайрон-билдинг со стороны Мэдисон-сквер-парк. Нью-Йорк. Между 1902 и 1910 годами.
New York, Flatiron Building from Madison Square Park.
А на переднем плане, на дорожках парка можно увидеть множество людей, в том числе прогуливающихся с детскими колясками. Увеличиваем небольшой фрагмент на переднем плане этого фото, смотрим на детскую коляску и на сопровождающих её лиц, и благодарим Библиотеку Конгресса США за такую предоставленную возможность.

New York, Madison Square Park. between 1902 and 1910
Дети на прогулке в Мэдисон-сквер-парке (Madison Square Park), Нью-Йорк, между 1902 и 1910 годами.
А вот весьма интересная жанровая сцена из 1904 года. Пока горничная разговаривает (флиртует, заигрывает) под деревом с полицейским,  старший ребенок забирает конфеты у младшего, отчего и название фото: «Грабеж на глазах у полиции».

Comitting robbery - under the eyes of the police
Юмористическая стерео-картинка: Comitting robbery - under the eyes of the police.
Date Created/Published: c1904.
И снова матери с детьми, отдыхающие в жаркий день в городском парке Нью-Йорка. Фото сделано между 1908 и 1919 годами.

Mothers and children in a city park on a hot day. New York. Between 1908 and 1919.
Mothers and children in a city park on a hot day, New York.
Date Published: between ca. 1908 and 1919
Опять Нью-Йорк, на этот раз Центральный парк, 1909 год.

Children in Central Park. Women seated on benches, two baby carriages. 1909
Дети в Центральном Парке, Нью-Йорк, 1909 год.
Children in Central Park. Women seated on benches, two baby carriages. 1909

Субботним днем в Центральном парке. 1909 год.
Saturday afternoon in Central Park.
Creator: O'Malley, Power, 1878-1946
Notes: Written on border: "June 26, 1909."
Original Source: From Harper's weekly : a journal of civilization. (New York : Harper' s Weekly Co., 1857-1916)
Отдыхали, впрочем, не только в парках, но и на пляжах. Вот как проводил время средний класс Америки на пляже в Атлантик-Сити в начале 20-го века.

On the beach, Atlantic City, N.J., between 1900 and 1910
На пляже, Атлантик-Сити (Atlantic City), штат Нью-Джерси, между 1900 и 1910 годами.
On the beach, Atlantic City, N.J.
Date Created/Published: [between 1900 and 1910]
В этот период, сохранялась тенденция предыдущих годов - изготовление плетеных корпусов колясок. Эта тенденция вполне объяснима, т.к. при имеющихся  в то время материалах, только таким образом можно было обеспечить приемлемую прочность и низкий вес. Кроме того, плетеная коляска это красиво, а сейчас бы еще подчеркнули, что сделано из экологически чистых материалов. Смотрим ниже на пример коляски с плетеной корзиной из 1912 года.

Every day in the life of this baby: out of door nap. 1912.
Фотография, сделанная в 1912 году, показывает спящего ребенка в плетеной коляске на крыльце.
Every day in the life of this baby: out of door nap.
Шли годы, совершенствовались технологии производства, вносились изменения в конструкции колясок, появлялось разнообразие в их модельном ряде. Вот две интересные фотографии, которые я объединил в одну, т.к. сделаны они в один день, а именно 27 января 1913 года. Судя по всему, эти фото из серийной павильонной съемки, т.к. все три «модели» на них одни и те же: молодая женщина, ребенок и детская коляска.
Woman, infant, umbrella, baby carriage, 1913 Jan. 27.
Woman, holding umbrella, pushing baby in carriage equipped with rain cover.
Woman and infant posed with a baby carriage. 1913 Jan. 27.
А теперь внимательно рассмотрим одну из этих замечательных фотографий.
Если бы это был современный снимок, то можно было бы восхищаться фотохудожником, который создал этот шедевр, и особенно его знанием фотошопа. Но так как в 1913 году, ни фотошопа, ни даже компьютеров, не было и в помине, приходиться удивляться ещё больше, ибо трудно даже представить, как на фото был нарисован (добавлен) дождь (капли дождя). Все персонажи, изображенные на этом рисунке: девушка, ребенок, коляска - великолепны. Но, так как нас, исходя из тематики этого сообщения, интересует только последний предмет (персонаж), то максимально увеличиваем снимок и внимательно смотрим на этот великолепный экземпляр из, можно сказать, золотого века детских колясок.   

Woman, holding umbrella, pushing baby in carriage equipped with rain cover. 1913
Молодая женщина, прикрываясь зонтом, везет ребенка в коляске оснащенной противодождевым укрытием.
Прежде всего, следует обратить внимание, что это уже не классическая коляска конца 19-го века. Уменьшились колеса, опустилась корзина, что, несомненно, придало ей большей устойчивости. Защита от дождя просто замечательная. Можно даже сказать что это прообраз коляски из следующего периода их развития.

Период с 1890-го по 1920 годы можно назвать Золотым веком в истории детских колясок. С одной стороны коляски стали уже промышленным товаром, но с другой стороны, они еще сохранили элементы высокохудожественного и изысканного искусства, и не превратились еще в массовый безликий ширпотреб. Они еще продолжали оставаться предметом, который мог подчеркнуть социальный статус семьи, ибо еще были доступны не всем. Вот пример такого подчеркивания, если хотите – тщеславия, из 1915 года – парад детских колясок в Эсбери Парке, Нью-Джерси.
Asbury Park, New Jersey, baby parade with general scene in court. 1915.

окончание следует

воскресенье, 3 февраля 2013 г.

The History of Child’s carriage with pictures. Part 1


История Детской Коляски в рисунках, картинках и фотографиях

Это может показаться странным, но такая простая и привычная для всех вещь, как детская коляска появилась, по историческим меркам, не так давно. Большинство источников утверждает, что впервые этот предмет появился при дворе Уильям Кавендиша 3-го герцога Девонширского (the 3rd Duke of Devonshire), который в 1733 году заказал коляску для своих детей известному архитектору Уильяму Кенту (William Kent).
Всю дальнейшую историю детских колясок можно условно разбить на несколько этапов, которые связанны, обычно, с историческими эпохами и деятельностью конкретных изобретателей. Впрочем, эта история подробно уже описана в статье Baby transport – История Детской Коляски, и потому, в этом сообщении, сконцентрируюсь больше на эстетических (дизайнерских, художественных) аспектах развития детской коляски, расположив все найденные мною рисунки в хронологическом порядке.

Хронология развития Детской Коляски

Детский транспорт в 18-м - начале 19-го веках.

Первый этап, начавшийся с коляски Кента, и продолжавшийся до 1840-х годов, был характерен тем, что baby transport на тот момент был роскошью, которую могли позволить себе только очень знатные и очень богатые люди. Кроме того, отличительной особенностью, изготовленных по индивидуальным проектам колясок, было их высочайшее, на грани искусства, качество и … ужасное неудобство при их использовании. Созданные, как уменьшенные копии конных экипажей, они были тяжелы и громоздки, которые к тому же приходилось тянуть, а не толкать. Но нет худа без добра, ибо благодаря их высокому качеству и художественной ценности, некоторые экземпляры колясок тех лет сохранились до наших дней. Таким образом сохранилась и самая первая в мире детская коляска, созданная Уильямом Кентом для герцога Девонширского, которая и сейчас хранится в экспозиции резиденции герцогов - дворце Чатсуорт-хаус (Chatsworth House).

Perambulator, William Kent, 1733, Duke of Devonshire
Первая детская коляска Уильяма Кента в экспозиции дворца Чатсуорт-хаус (Chatsworth House).
Что касается документальных свидетельств той эпохи, по которым можно было бы судить о внешнем виде и конструктивных особенностях средств для перевозки детей, то здесь есть большие проблемы, т.к. их осталось не много. Фотографии еще не было, а полиграфия печатала графические изображения еще плохо. Остается возможность найти такие свидетельства только в виде рисунков и картин художников. И такие картины, хоть их и не много, существуют.
У известного английского художника-портретиста Артура Дэвиса (Arthur Devis, 19 February 1712 – 25 July 1787) их целых две, хотя подозреваю, что тележка для перевозки детей на них изображена одна и та же, т.к. уж больно они похожи. Впрочем, если это разные коляски, то это может означать, что в 18-м веке такие модели были не так уж и редки.

Художник Артур Дэвис (Arthur Devis). Richard, Mary and Peter du Cane
Художник Артур Дэвис (Arthur Devis). Richard, Mary and Peter du Cane
Вторая картина, написанная в 1749 году, по разным источникам называется, либо A Family Group on a Terrace in a Garden, либо The Thomas Cave Family.

Артур Дэвис (Arthur Devis). A Family Group on a Terrace in a Garden. 1749 год.
А вот картина американского и английского художника XVIII века Джона Синглтона Копли (John Singleton Copley), которая называется The Three Youngest Daughters of King George III. На картине, написанной в 1785 году, изображены принцессы Мари, София и Амелия - дочери короля Великобритании Георга III во время прогулки, причем самая младшая из них сидит в коляске, управляемой старшими девочками. Стоит обратить внимание на достаточно солидные размеры этого транспортного средства, которым и взрослым было сложно управлять. Видна также передняя ручка, за которую держится одна из старших дочерей.

John Singleton Copley. The Three Youngest Daughters of King George III
Джон Синглтон Копли. Три младших дочерей короля Георга III. 1785 г.
А вот раскрашенная гравюра из начала 19-го века (1810 год), которая с иронией рассказывает о тяжелой мужской жизни в браке. Даже не стоит предпринимать попытки понять английский юмор двухсотлетней давности, а вот на коляску следует обратить внимание, которую всё так же продолжают тянуть за собой.

Matrimony!!!, c 1810. Science Museum / Science & Society Picture Library
'Matrimony!!!', c 1810.

Детские коляски в Викторианскую эпоху

Следующий период в развитии детских колясок примерно соответствует годам правления Королевы Виктории, которые так и назывались – Викторианская эпоха.
Документальных источников в этот период было больше чем в предыдущем. Хотя фотография уже появилась, она была еще слабо развита, и потому почти не оставила свидетельств (примеров) детских колясок того времени. Зато возможности полиграфии уже значительно возросли, которая и оставила нам различные отпечатанные рисунки, по которым мы и можем судить, какие изменениях в конструкции детской коляски тогда происходили.  
Считается, что революционные изменения в конструкцию baby-cars внес английский изобретатель и предприниматель Чарльз Бартон (Charles Burton), получивший в 1853 году также первый в мире патент на детскую коляску.
Какие же нововведения придумал Бартон? Прежде всего, коляска стала толкающего типа, а не тянущего, как они были до этого. Кроме того, коляска стала трехколесной, ребенок в которой при движении находился сидя лицом вперед. То есть Бартон изобрел коляску, которую сейчас в большинстве случаев называют прогулочная, которая предназначена не для младенцев, а для уже немного подросших детей.
Самое удивительное, что Чарльз Бартон изобрел также складывающуюся коляску. По крайней мере, так показано на рисунке к его первому патенту. Однако, складные коляски большого распространения в то время не поучили. А вот такой тип трехколесной прогулочной детской коляски стал популярным на долгие годы.

Patent, Charles Burton, 1853
Рисунок патента Чарльза Бартона 1853 года.
Именно такого типа коляски в конце 1840-х годов купила для своих детей в магазине Hitchings Baby Store молодая Королева Виктория. Некоторые источники утверждают, что это были коляски разработанные Чарльзом Бартоном.

Детская коляска из коллекции Королевы Виктории
Рисунок из книги: Kinderwagen gestern und heute
Далее, в хронологическом порядке, следуют рисунки с изображениями трехколесных колясок Викторианской эпохи.

John Leech Sketch from Punch. The Docile Husband
Сатирический рисунок Послушный супруг (The Docile Hasband) из журнала Панч (Punch) за 1847 год.

Patent. Perambulator. 1859 год
Патент - Perambulator. 1859 год
Don't broil your babies! From Punch. (London)
Published Date: 1859
Из коллекции NYPL Digital Gallery
А вот ещё две Victorian Baby Carriage, но уже из Америки.

Baby carriage used by the McFetridge family of Beaver Dam, Wisconsin, 1871
Детская коляска семьи McFetridge из Бивер-Дам, штат Висконсин, около 1871 года.
Victorian Baby Carriage из коллекции Wisconsin Historical Museum.
The elephant and his keepers. Currier & Ives. New York. 1872.
Карикатура The elephant and his keepers напечатанная в 1872 году в Нью-Йорке фирмой Currier & Ives
Шли годы. Коляски совершенствовались и изменялись. Появилось четвертое колесо, что, несомненно, придало им большей устойчивости. Появилась большая корзина, что дало возможность использовать коляску для совсем маленьких детей (младенцев).
Вот рисунки с детскими колясками из 1880-х годов.

Harper's bazaar (New York), Children's clothing and baby carriages, 1884
Страница каталога магазина Harper's bazaar (New York) за 1884 год.
Children's clothing and baby carriages.
Fig. 8. Folding perambulator--closed. Fig. 9. Folding perambulator, open.

From City ballads. New York. 1885
From City ballads. (New York: Harper, 1885)

Women and children inside and outside of window, 2 baby carriages.
Женщины и дети сидят вокруг окна. Две детские коляски. 1889
The home circle. Women and children inside and outside of window, 2 baby carriages.
продолжение следует