или
Когда катание на роликовых коньках (roller skating) было более популярным?
Работая над статьей об изобретении роликовых коньков, мне часто попадались материалы, где, если не прямо утверждалось, то, по крайней мере, подразумевалось всем тоном публикации, что роликовые коньки наибольшее развитие и популярность получили только в последнее время. Утверждается, что хотя изобретение это достаточно давнее, уходящее корнями в 19-й, и даже в 18-й века, настоящая популярность началась с inline skates, наиболее привычных сегодня роликовых коньков с расположенными в линию колесами, которые были представлены публике в 1979 году братьями Олсон (Scott and Brennan Olson).
В середине 90-х годов 20-го века очередные революционные изменения сделали катание на роликовых коньках еще более популярным. Сначала появляется «мягкий» ботинок (разработка фирмы K2), а затем вся конструкция становится модульной (1997 год, фирма Upsidedown), что дало возможность заменять отдельные детали и собирать ролики под свои желания и потребности, даже используя при этом компоненты от разных производителей.
И уж совсем недавно (2006 год) свершилось очередное чудо (революция), которое вывело катание на роликовых коньках на новый уровень (недосягаемые вершины) удовольствия и популярности – инженер Sebastien Laffargue разработал и выпустил в продажу коньки для слалома.
Вероятно, все это так. Мне спорить с этими утверждениями сложно, т.к. я не отношусь ни к специалистам, ни к продавцам роликовых коньков, ни к фанатам этого развлечения (спорта). Но вот о популярности этого вида развлечения, тогда и сейчас, можно поговорить. Все дело в том, что изучая историю изобретения и развития роликовых коньков, у меня накопились интересные графические материалы, которые мало что добавляют основной статье, которая, как я надеюсь, будет написана в самое ближайшее время, но интересны сами по себе и отвечают тематике данного блога. Так что, смотрим и делаем выводы.
Как я уже сказал выше, роликовые коньки изобретение достаточно давнее. Но первые образцы были очень далеки от совершенства и распространения не получили. Первые удачные роликовые коньки изобрел и изготовил в 1863 году Джейм Плимптон (James Leonard Plimpton) из Нью-Йорка. Это были коньки с парным расположением колес, прообраз того, что сейчас называют квады. Но кататься на них по улицам городов того времени, как я предполагаю, было делом не очень приятным. Америка конечно не Россия, но думаю, что и там тогда было мало дорог и улиц с твердым покрытием, тем более с асфальтовым, которое в мире только начинало получать распространение. А ездить по брусчатке, даже на современном автомобиле не очень комфортно. Но настоящий изобретатель, тем более американский, это, прежде всего бизнесмен. Раз нет условий для использования твоего замечательного изобретения, то надо эти условия создать. В 1866 году при поддержке Плимптона в Ньюпорте (Newport), штат Род-Айленд был открыт первый публичный каток. Успех был огромный. А там где успех, там и бизнес (деньги). Все это дало толчок развитию роликовых коньков, т.к. над их совершенствованием начали работать и другие изобретатели (предприниматели). Через некоторое время в роликах появились подшипники, что было действительно революционным преобразованием, т.к. это резко улучшало качество скольжения и комфортность езды.
К 80-м годам 19-го века производство роликовых коньков в Америке стало иметь массовый характер. А все это благодаря огромному спросу на коньки, вызванному необычайной популярностью этого нового увлечения (спорта).
Как подтверждение этого - картинка District of Columbia - glimpses of life at the national capital - a fashionable roller-skating rink найденная мною на сайте библиотеки конгресса США, отдел эстампов и фотографий (Prints and Photographs division). Это гравюра была сделана с эскиза некой мисс Джорджи Дэвис (Georgie Davis) и опубликована в 1880 году в Frank Leslie's Illustrated Newspaper (v. 50, 1880, p. 85).
Округ Колумбия - проблески жизни в столице - модный роллер-каток. 1880 год. |
Французский плакат изображает воздушного акробата Фонтейна в трех видах: малый портрет-бюст, катание на роликовых коньках, и ходьба на ходулях по проводу, прикрепленному к воздушному шару. |
Первый взят из книги (впрочем, это может быть и журнал) The English mechanic and mirror of science изданной в Лондоне в 1870 году, где на страницах 53 и 61 помещена статья The Pedespeed. Со ссылкой на Scientific American, рассказывается об устройстве для катания, которое называется pedespeed. Не буду пересказывать содержание статьи, и рассказывать о конструктивных особенностях данного аппарата - кому интересно, тот может прочитать сам эту статью. Однако, хотелось бы отметить два момента: 1) Использование одного колеса (ролика), как крайний случай в извечном споре – сколько колес лучше? 2) Необычный и интересный вариант названия, как пример маркетингового подхода к продвижения товара.
The Pedespeed |
Плакат Patin-bicyclette - Richard-Choubersky. Художник - Jean de Paleologue. Дата публикации – 1890-е годы. |
Roller skating, Forrest Park, Memphis, Tenn. |
Фотография сама по себе интересна. Можно даже скачать её в большом разрешении и посмотреть мелкие детали. Вот, например, увеличенный фрагмент, где можно рассмотреть одежду, и даже конструктивные особенности коньков.
Увеличенный фрагмент фотографии Roller skating, Forrest Park, Memphis, Tenn. |
Mary Dixon Palmer. Date Created: between 1918 and 1920 |
New York. Janet and Marie Winn [or Wynn], Czech-American children, go roller-skating in Central Park, photographer Marjory Collins, 1912-1985, Date Created/Published: 1942 Oct. |
Roller skating at the Savoy Ballroom on Saturday night. Chicago, Illinois Photographer Russell Lee. Date Created/Published: 1941 Apr. |
Two women's league roller derby skaters leap over two who have fallen. World-Telegram photo by Al Aumuller. Date Created/Published: 1950 March 10. |
Ну и последняя фотография, изображающая одетого в смокинг и размахивающего флагом скейтера, проходящего мимо трибуны во время инаугурации президента США Джимми Картера в 1977 году. Время inline skates еще не наступило, а пока приветствуем нового президента на квадах.