понедельник, 14 марта 2011 г.

История роликовых коньков (Roller skates) в картинках

или
Когда катание на роликовых коньках (roller skating) было более популярным?
Работая над статьей об изобретении роликовых коньков, мне часто попадались материалы, где, если не прямо утверждалось, то, по крайней мере, подразумевалось всем тоном публикации, что роликовые коньки наибольшее развитие и популярность получили только в последнее время.
Утверждается, что хотя изобретение это достаточно давнее, уходящее корнями в 19-й, и даже в 18-й века, настоящая популярность началась с inline skates, наиболее привычных сегодня роликовых коньков с расположенными в линию колесами, которые были представлены публике в 1979 году братьями Олсон (Scott and Brennan Olson).
В середине 90-х годов 20-го века очередные революционные изменения сделали катание на роликовых коньках еще более популярным. Сначала появляется «мягкий» ботинок (разработка фирмы K2), а затем вся конструкция становится модульной (1997 год, фирма Upsidedown), что дало возможность заменять отдельные детали и собирать ролики под свои желания и потребности, даже используя при этом компоненты от разных производителей.
И уж совсем недавно (2006 год) свершилось очередное чудо (революция), которое вывело катание на роликовых коньках на новый уровень (недосягаемые вершины) удовольствия и популярности – инженер Sebastien Laffargue разработал и выпустил в продажу коньки для слалома.
Вероятно, все это так. Мне спорить с этими утверждениями сложно, т.к. я не отношусь ни к специалистам, ни к продавцам роликовых коньков, ни к фанатам этого развлечения (спорта). Но вот о популярности этого вида развлечения, тогда и сейчас, можно поговорить. Все дело в том, что изучая историю изобретения и развития роликовых коньков, у меня накопились интересные графические материалы, которые мало что добавляют основной статье, которая, как я надеюсь, будет написана в самое ближайшее время, но интересны сами по себе и отвечают тематике данного блога. Так что, смотрим и делаем выводы.
Как я уже сказал выше, роликовые коньки изобретение достаточно давнее. Но первые образцы были очень далеки от совершенства и распространения не получили. Первые удачные роликовые коньки изобрел и изготовил в 1863 году Джейм Плимптон (James Leonard Plimpton) из Нью-Йорка. Это были коньки с парным расположением колес, прообраз того, что сейчас называют квады. Но кататься на них по улицам городов того времени, как я предполагаю, было делом не очень приятным. Америка конечно не Россия, но думаю, что и там тогда было мало дорог и улиц с твердым покрытием, тем более с асфальтовым, которое в мире только начинало получать распространение. А ездить по брусчатке, даже на современном автомобиле не очень комфортно. Но настоящий изобретатель, тем более американский, это, прежде всего бизнесмен. Раз нет условий для использования твоего замечательного изобретения, то надо эти условия создать. В 1866 году при поддержке Плимптона в Ньюпорте (Newport), штат Род-Айленд был открыт первый публичный каток. Успех был огромный. А там где успех, там и бизнес (деньги). Все это дало толчок развитию роликовых коньков, т.к. над их совершенствованием начали работать и другие изобретатели (предприниматели). Через некоторое время в роликах появились подшипники, что было действительно революционным преобразованием, т.к. это резко улучшало качество скольжения и комфортность езды.
К 80-м годам 19-го века производство роликовых коньков в Америке стало иметь массовый характер. А все это благодаря огромному спросу на коньки, вызванному необычайной популярностью этого нового увлечения (спорта).
Как подтверждение этого - картинка District of Columbia - glimpses of life at the national capital - a fashionable roller-skating rink найденная мною на сайте библиотеки конгресса США, отдел эстампов и фотографий (Prints and Photographs division). Это гравюра была сделана с эскиза некой мисс Джорджи Дэвис (Georgie Davis) и опубликована в 1880 году в Frank Leslie's Illustrated Newspaper (v. 50, 1880, p. 85).
Округ Колумбия - проблески жизни в столице - модный роллер-каток. 1880 год.
Катание на роликовых коньках становиться массовым явлением, причем в разных направлениях (сферах) жизни - это и увлечение, и развлечение, и спорт. Квады пересекают океан и попадают в Европу. Вот замечательный французский рекламный плакат (постер) воздушного акробата Фонтейна - Folies-Bergère travail merveilleux sur le fil de fer par Fontaine. Изданный в период между 1870 и 1890 годами, плакат показывает, что роликовые коньки стали использовать и в искусстве, в данном случае в цирковом.
Французский плакат изображает воздушного акробата Фонтейна в трех видах:
малый портрет-бюст, катание на роликовых коньках, и ходьба на ходулях по проводу,
прикрепленному к воздушному шару.
Но, было бы неправильно утверждать, что только квады сразу, раз и навсегда захватили рынок. Как обычно бывает, в начале развития любого достаточно сложного изобретения (технической системы), изобретатели много экспериментируют, пробуют разные варианты, и как результат - наблюдается большое разнообразие  конструктивных решений. Так было и с роликовыми коньками в конце 19-го века. Вот два подобных примера.
Первый взят из книги (впрочем, это может быть и журнал) The English mechanic and mirror of science изданной в Лондоне в 1870 году, где на страницах 53 и 61 помещена статья The Pedespeed. Со ссылкой на Scientific American, рассказывается об устройстве для катания, которое называется pedespeed. Не буду пересказывать содержание статьи, и рассказывать о конструктивных особенностях данного аппарата - кому интересно, тот может  прочитать сам эту статью. Однако, хотелось бы отметить два момента: 1) Использование одного колеса (ролика), как крайний случай в извечном споре – сколько колес лучше? 2) Необычный и интересный вариант названия, как пример маркетингового подхода к продвижения товара.
The Pedespeed
А вот пример из Европы. И снова Франция, Париж. Плакат называется Patin-bicyclette - Richard-Choubersky, ориентировочная дата публикации – 1890-е годы. На плакате изображен мужчина на коньках упавший на лед пруда в парке и женщина, катающаяся на колесных коньках по дорожке рядом с прудом. Интересна конструкция коньков – два колеса с расположением в ряд. Чем не прообраз inline skates?
Плакат Patin-bicyclette - Richard-Choubersky.
Художник - Jean de Paleologue.
Дата публикации – 1890-е годы.
Но это все-таки экзотика. Развивались и получили наибольшее распространение роликовые коньки типа квады. В начале 20-го века они были уже достаточно совершенны и очень популярны. Этому способствовало также то, что улицы и парки американских городов уже имели твердое покрытие, и кататься можно было также и там, а не только на специализированных катках. Вот интересная фотография Roller skating, Forrest Park, Memphis, Tenn. из 1906 года.
Roller skating, Forrest Park, Memphis, Tenn.
Как видно из фото, катание имеет массовый характер. Катаются практически все: дети и взрослые, мужчины и женщины. Подобного массового катания на роликовых коньках в современном мире я не видел. Впрочем, я могу и ошибаться.
Фотография сама по себе интересна. Можно даже скачать её в большом разрешении и посмотреть мелкие детали. Вот, например, увеличенный фрагмент, где можно рассмотреть одежду, и даже конструктивные особенности коньков.

Увеличенный фрагмент фотографии Roller skating, Forrest Park, Memphis, Tenn.
Катались, конечно, все, но уже с начала 20-го века наметилась тенденция привлечения к этому увлечению детей, и их доля, в общем количестве катающихся увеличивалась с каждым годом. Впрочем, я думаю это легко объяснимо: занятие достаточно интересное, ролики становились все более доступны и надежны, и свободного времени у детей всегда было больше чем у взрослых. Вот две фотографии катающихся детей из 1920 и 1942 годов:

Mary Dixon Palmer. Date Created: between 1918 and 1920
New York. Janet and Marie Winn [or Wynn], Czech-American children, go roller-skating in Central Park,
photographer  Marjory Collins, 1912-1985, Date Created/Published: 1942 Oct.
Ну а взрослые продолжали этим увлечением заниматься вечерами после работы на катках. Вот фотография из 1941 года. Правда, похожа на гравюру из 1880 года? Похожа, только есть одна любопытная деталь – катаются в основном люди с темным цветом кожи! Ну уж если негры приобщились к этому занятию, то явление это действительно массовое.
Roller skating at the Savoy Ballroom on Saturday night. Chicago, Illinois
Photographer Russell Lee. Date Created/Published: 1941 Apr.
Часто бывает так, что массовое увлечение порождает новый вид спорта. Можно вспомнить летающую тарелку – Frisbee, или Гидроцикл - Рersonal watercraft, которые из простого увлечения переросли в вид спорта, и не в один. Тоже самое произошло и с роликовыми коньками. Не знаю, когда это стало спортом, но уже в 1950 году проводились специализированные соревнования. Вот фотография Two women's league roller derby skaters leap over two who have fallen, которая подтверждает этот факт.
Two women's league roller derby skaters leap over two who have fallen.
World-Telegram photo by Al Aumuller.
Date Created/Published: 1950 March 10.

В данном случае не так интересно, что это за разновидность спортивного состязания с использованием роликовых коньков. Важно другое - к этому времени это уже достаточно развитый вид спорта. Соревнования проводятся по специальным правилам, есть форма одежды, специализированные коньки с ботинками, роллердром, Сейчас это пошло еще дальше. Говорят, что даже Международный олимпийский Комитет рассматривает возможность включения роликовых видов спорта в программу Олимпиады.
Ну и последняя фотография, изображающая одетого в смокинг и размахивающего флагом скейтера, проходящего мимо трибуны во время инаугурации президента США Джимми Картера в 1977 году. Время inline skates еще не наступило, а пока приветствуем нового президента на квадах.

Flag-waving, tuxedo-clad roller skater passes by reviewing stand for the inauguration of Jimmy Carter to President, Washington, D.C.
Photographer Marion S. Trikosko, Date Created/Published: 1977 Jan. 20.
 А если серьезно, то конечно трудно судить, в какие времена роликовые коньки были больше популярны. Нельзя подобрать объективные критерии для этого, а если разработать такие критерии, то невозможно за давностью лет найти нужную информацию в полном объеме. Поэтому, пусть каждый, посмотрев эти картинки и фотографии, сам судит об этом, пусть каждый имеет хоть и субъективное, но свое мнение по этому вопросу.