четверг, 21 марта 2013 г.

The History of Child’s carriage with pictures. Part 3.

История Детской Коляски в рисунках, картинках и фотографиях

Окончание. Начало здесь и здесь.

1920 – 1950 - Post–World War I and II baby boom

Послевоенные всплески рождаемости (т.н. демографические взрывы) в странах Европы и в США вызвали небывалый спрос на детские товары. Где есть спрос, там появляется и предложение. Массовый выпуск ведет к резкому удешевлению продукции, что в случае с детскими колясками, сделало их доступными практически для всех слоев общества.
Еще одной тенденцией того периода, явилось широкое применение новых материалов, а именно, пластмассы и резины.
В начале 1920-х годов в Вашингтоне начал работать американский фотограф польского происхождения Theodor Horydczak, оставивший после выхода на пенсию огромнейший фотоархив, который впоследствии приобрела Библиотека Конгресса. На одном из таких снимков изображен сам Теодор, сидящий на скамейке в парке со своей дочерью Нормой в коляске. Сразу вспоминается карикатура Послушный супруг из 1847 года. Что можно сказать по этому поводу?  Времена изменились. Если раньше (в середине 19-го века) джентльмену не положено было гулять с ребенком, что даже вызывало насмешки в обществе, то в 20-м веке это стало привычным делом. 

Theodor Horydczak and family. 1920-ca.
Theodor Horydczak sitting on bench with Norma in a baby carriage.
А вот в послевоенной Румынии, в 1920-е годы, за детьми по-прежнему продолжали следить няньки, выходя с ними каждый день на прогулку. Вот фото, сделанное в небольшом городке Синая (жудец Прахова в Румынии), показывает группу женщин с детьми. Город хоть и провинциальный, но коляски у них для того времени были вполне современными.

Even the nursemaids of Romania are attractive. Here is a group in Sinaia.
Даже няньки в Румынии являются привлекательными, как эта группа в Синае.
Even the nurse maids of Romania are attractive. Here is a group in Sinaia.
Что касается технической и дизайнерской стороны развития детских колясок, то больших прорывов в этот период не происходило. Процесс совершенствования, конечно же, не остановился, однако шел тихим эволюционным путем, где было место, как новым моделям, так и традиционным, и даже архаичным для того времени. Вот обложка журнала Life от 21 декабря 1936 года с фотографией подписанной как «Lord Beaverbrook’s Granddaughter and Friend», на которой изображена неуклюжая коляска с внучкой Уильяма Эйткена 1-го барона Бивербрук (William Maxwell "Max" Aitken, Lord Beaverbrook).

Max Aitken, Lord Beaverbrook
Max Aitken, Lord Beaverbrook
Эйткен, Уильям, 1-й барон Бивербрук
Ну, если уж у аристократов были такие допотопные коляски, то у простого народа могло быть что угодно. Но самое главное, что они (коляски) у него (народа) появились. Пусть даже это иногда были старые образцы из прошлого века, как, например, на этом снимке 1924 года с изображением коляски как будто купленной в  магазине Хитчингса (Hitching's Baby Store) в 1897 году (см. предыдущее сообщение).

White child in baby carriage attended by black boy. ca. 1924.
White child in baby carriage attended by black boy. ca. 1924.
Так как производство колясок стало массовым, они пошли в народ и стали привычным атрибутом не только парков и скверов, а просто тротуаров и улиц. Вот две женщины о чем-то беседуют у витрины магазина на улице столицы США Вашингтона.

Женщины с детской коляской на улице Вашингтона, 1938 год.
Women with baby carriage, L Street, Washington, D.C. 1938
А перед ними стоит замечательный образец детской коляски из 1938 года, который можно внимательно рассмотреть, увеличив снимок до нужного размера.

Baby carriage, Washington, D.C. 1938
Baby carriage на улице Вашингтона, 1938
О популярности и широкой доступности детских колясок в это время можно судить по фотографии, сделанной в 1936 году, которая называется “View of 139th Street, east of St. Anne's Avenue, note baby carriages, New York”. Увеличиваем фрагмент, смотрим, и если интересно, считаем коляски, стоящие вдоль улицы у подъездов домов.

View of 139th Street, east of St. Anne's Avenue, note baby carriages, New York, 1936.
Вид на сто тридцать девятую улицу, к востоку от проспекта Св.Анны, обратите внимание на детские коляски, Нью-Йорк, 1936 год.
View of 139th Street, east of St. Anne's Avenue, note baby carriages, New York, 1936.
А это уже 1942 год, Детройт, штат Мичиган. Маленькие девочки катают младшего брата в коляске - такова уж судьба у старших сестер во все времена и во всем мире.
Detroit, Michigan. Little girls wheeling baby brother in a carriage. 1942 July.
Детройт, штат Мичиган. Маленькие девочки катают младшего брата в коляске. 1942 год.
Detroit, Michigan. Little girls wheeling baby brother in a carriage. 1942 July.

Послевоенный бэби-бум: 1940-е – 1950-е годы

Post–World War II baby boom

Окончание Второй Мировой войны вызвало по обе стороны Атлантического океана небывалый ранее демографический взрыв, т.н. baby boom, породивший также небывалый спрос на детские товары. К тому же Америка, вышедшая из войны богатейшей страной мира, была уже другая, не такая как в кризисные 30-е годы, а сытая и благополучная. И вот повышенный спрос в сочетании с большими деньгами привел к рассвету промышленности работающей на удовлетворение нужд детей и их родителей. Соответственно, и выпускаемые товары, в том числе и детские коляски, имели уже совсем другое качество. Вот что предлагалось купить молодым родителям послевоенных Соединенных Штатов двумя производителями этих товаров: Welsh Company и Thayer, Inc. (по материалам журнала LIFE за 1948 - 1955 годы).

Welsh Company – world’s largest manufacturer of folding baby carriages.
Складная детская коляска "Boodle-Buggy" от Welsh Company, 1950 год.
Welsh Company – world’s largest manufacturer of folding baby carriages.
Thayer ”vanity fair” folding coach.
Коляски от фирмы Thayer, Inc. в рекламе датируемой примерно 1950-м годом.
Thayer ”vanity fair” folding coach.
Следующий этап в развитии колясок, начавшийся в 1960-е годы, обычно связывают с появлением легкой складной коляски, которую в 1965 году изобрел английский авиационный инженер Оуэн Макларен (Owen Maclaren). Успех Макларена, кроме складывающегося корпуса, обычно связывают с применением новых конструкционных материалов, а именно тонких алюминиевых трубок. Все это правда, и с этим утверждением трудно спорить. Однако следует отметить несколько моментов.
Во-первых, складные (folding) детские коляски к тому времени уже не были в диковинку лет сто, ибо даже первый патент на коляску был посвящен, кроме прочего, именно механизму складывания. На двух предыдущих рисунках из 50-х годов прошлого века также можно увидеть folding коляски.
Во-вторых, маленькая прогулочная коляска, или stroller была также известна задолго до Макларена. Впрочем, не будем сильно углубляться в историю относительно рассматриваемого времени, а снова взглянем на рекламу все тех же Welsh Company и Thayer, Inc, чтобы увидеть, что предлагалось на рынке в классе небольших прогулочных колясок в конце 1940-х – начале 1950-х годах. Можно было купить, например, Shopping-Stroller with jaunty sun shade за $10.77. А можно было приобрести Thayeride Stroller – in Fiberglas, c тентом (canopy) за $21.95, без тента - $19.95. Можно даже провести аналогию между появлением млекопитающих в эпоху динозавров и появлением прогулочных колясок во время господства тяжелых монстроподобных perambulators. Появились они в предыдущую эпоху, а рассвета достигли уже в свою.
Прогулочные детские коляски 1950-х годов:
Thayeride Stroller – in Fiberglas, Thayer Combination Stroller-Carriage;
Shopping-Stroller with jaunty sun shade;
Welsh Strollette.
В-третьих, и до Макларена пытались, с разной степенью успеха, использовать новые на тот момент материалы и технологии. Стоит обратить внимание на следующую надпись из предыдущего рисунка: Fiberglas body on chrome-plated tubular folding frame. Корпус из стекловолокна и хромированная трубчатая складная рама – вполне современные и по нынешним меркам материалы. Правда, трубки не алюминиевые, как у Макларена. Но вот весьма интересный рисунок “Magnesium babies heavyweights into lightweights”- то ли проект, то ли футуристическое предсказание, то ли рекламный плакат компании производящей магниевые сплавы.

Magnesium babies heavyweights into lightweights
Магний делает чудеса, превращая детей из тяжеловесов в легковесов – реклама фирмы Revere Copper and Brass Incorporated.
Magnesium babies heavyweights into lightweights
И пусть это всего лишь рекламная вставка в журнале LIFE от 19 февраля 1945 года, призывающая производителей различных изделий и фурнитуры к широкому использованию магниевых сплавов. И неизвестно изготовлялись ли подобные коляски на самом деле. Тем не менее, этот рисунок говорит о том, что идея применения новых легких конструкционных материалов в детских колясках с целью придания им новых потребительских свойств витала в воздухе. И эту идею как раз и воплотил, причем очень удачно, английский изобретатель Оуэн Макларен (Owen Maclaren).

Детские коляски с середины 1960-х годов до нашего времени.

Проследим историю коляски этого периода на примере продукции фирмы Maclaren у истоков создания которой стоял изобретатель современной складной детской коляски Оуэн Макларен.

Бывший британский летчик-испытатель Оуэн Макларен во время Второй Мировой войны становится авиационным инженером-конструктором, принимая участие в проектировании отдельных узлов знаменитого самолета Supermarine Spitfire.
Уже после войны, вдохновленный рождением внучки, Макларен, используя свои навыки авиационного конструктора, разрабатывает B-01 Buggy - легкую алюминиевую коляску, которая легко складывается как зонтик.
Так что же изобрел Оуэн Макларен (Owen Maclaren)? Вот рисунок из патента Макларена, иллюстрирующий принцип действия (складывания) его первой коляски.
Patent GB 1154362. Improvements relating to Structures for Folding Baby-Carriages, Chairs, and the like.
Процесс складывания первой детской коляски Оуэна Макларена, согласно патента Великобритании №1154362 - Improvements relating to Structures for Folding Baby-Carriages, Chairs, and the like.
Оуэн Макларен начинает производство колясок в 1967 году с модели Maclaren B-01 Buggy, которая имела вес всего 3 кг. Первая тысяча колясок была произведена в переоборудованной конюшне в его старинном (15 века) имении,  расположенном около Лонг Бакби (Long Buckby), графство Нортгемптоншир (Northamptonshire). Успех нового транспортного средства для детей превзошел все ожидания. Для поддержания и развития этого успеха была организована компания, получившая имя её создателя, которая и сейчас является одним из лидеров в производстве инновационных детских колясок в мире, и чья история успеха могла бы быть примером для любого учебника по маркетингу и(или) менеджменту. Но мы рассмотрим только конструкторский (дизайнерский) аспект в деятельности фирмы Макларен, чтобы на этом примере увидеть, как изменялись коляски в конце 20-го – начале 21-го века.
Maclaren’s buggies from 1967 to 2012
Ретроспектива продукции фирмы Maclaren (http://www.worldofmaclaren.com/) с 1967 по 2012 годы
Maclaren’s buggies from 1967 to 2012
Но мир производства детских колясок, конечно же, не заканчивался только на Оуэне Макларене и его складных легких Strollers. Существовали, к счастью, и другие коляски и другие производители. Даже краткий обзор и показ примеров колясок из этого периода потребовал бы много времени (моего), места (на сайте) и сил (ваших), и потому ограничусь лишь приведенными ниже ссылками, по которым желающие могут изучить этот вопрос самостоятельно. Приведу лишь в качестве примера несколько образцов от одного из старейшего производителя детских колясок в мире – фирмы Silver Cross из Великобритании.
Pedigree  – Prams fit for a Princess
Silver Cross – детские коляски для принцесс.
Here's the vogue - newest of Pedigree's splendid 1952 models. Prams fit for a Princess.
Princess Grace and Prince Rainier look on as Lindy sees Tosca, her beloved kitten, presented to little princess Caroline. (1960)
Silver Cross – The worlds most exclusive Baby Coach.
Silver Cross – самые эксклюзивные в мире детские коляски.
Silver Cross – The worlds most exclusive Baby Coach.
Silver Cross 1970s
Образец коляски Silver Cross из 70-х годов 20-го века.
Silver Cross Balmoral
Silver Cross Balmoral - легендарная и классическая коляска ручной сборки, производящаяся в Йоркшире. И как следствие – цена (например, в России – порядка 100000 рублей) сравнимая с автомобилем.
И наконец, пример самого современного дизайна из мира детских колясок - «The Silver Cross Surf, Aston Martin Edition». Известный британский производитель спортивных машин Aston Martin объединил усилия с Silver Cross, чтоб создать самую совершенную в мире детскую коляску «The Silver Cross Surf, Aston Martin Edition». Чтобы обеспечить маленькому путешественнику комфорт и удобство, при её проектировании и производстве использовались только самые лучшие материалы и самые современные технологии. Подушки обшиты итальянской  алькантарой, ручки и края коляски мягкой кожей.  Установлены колеса из легкого сплава, схожие по конструкции с колесными дисками Aston Martin One-77, которые к тому же имеют настоящую подвеску, которая обеспечивает высокую  плавность хода. Всего обещают выпустить ограниченную серию из 800 штук колясок по цене 3000 долларов, которые можно будет купить только в легендарном лондонском универмаге Harrods. Каждая коляска имеет сертификат подлинности и серебряную бирку с выгравированным серийным номером.
The Silver Cross Surf, Aston Martin Edition
The Silver Cross Surf, Aston Martin Edition
Освещая период с 1960-х годов по наше время, нельзя не рассказать о детских колясках в Советском Союзе. Говорят, что первые образцы были скопированы с зарубежных аналогов. Возможно это и так. А вот дальше, развитие шло своим путем, ибо такая продукция обычно производилась в цехах по выпуску, как тогда говорили, товаров народного потребления на больших промышленных предприятий машиностроительного профиля, часто военных, где недостатка в инженерных кадрах не было. Конечно же отслеживались и мировые тенденции, кстати, не без помощи коллег из ГДР, откуда поставлялись лучшие образцы колясок, которые можно было купить в СССР. Поэтому легкие складные коляски, в т.ч. и коляски-зонтики достаточно быстро появились и в советских магазинах. Впрочем, рассказывать (и показывать) об этом подробно нет особого смысла, ибо с одной стороны больших достижений в этом направлении достигнуто не было, а с другой – за меня это уже сделали другие. И потому, кто желает понастальгировать, может обратиться вот к этому ресурсу: История детской коляски в СССР. ФОТО. Кто собрал эту подборку сказать трудно, т.к. я её видел, по крайней мере, в двух местах. Основываясь на фотографиях с сайта Земля Мастеров, привожу ниже созданный мною коллаж, по которому можно судить о детских колясках в Советском Союзе в 70-е – 80-е годы 20-го века.
Детские коляски в СССР в 70-е – 80-е годы 20-го века
Детские коляски в СССР в 70-е – 80-е годы 20-го века.
Еще одно фото из того времени и той страны – парад детских колясок из Советского Союза 1980-х годов.
Baby parade in USSR. 1980s.
Baby parade in USSR. 1980s.
Вспоминается подобный парад 1915 года в Эсбери Парк (Нью-Джерси) из предыдущего сообщения. Личного тщеславия здесь конечно гораздо меньше, т.к. такими колясками в то время уже ни кого удивить было нельзя. Конечно, это, в какой-то мере, парад тщеславия того государства (СССР), но какое дело до этого счастливым мамашкам и детишкам на фото?

А вот это фото из 1980-х годов заставляет ещё раз вспомнить о тяжелой доле «Послушного супруга (The Docile Hasband)», которая выпадала практически всем представителям сильной половины человечества у кого были дети.
The Docile Hasband from Soviet Union.
Прогулка счастливого отца с ребенком по улице советского города в 1980-х годах.
The Docile Hasband from Soviet Union.
Вызывающая насмешки, с точки зрения общественного мнения, прогулка джентльмена с ребенком в коляске в середине 19-го века, в более поздние времена вызывала, пожалуй, лишь умиление и легкую иронию. Думаю, что это не зависит от времени и политического (социального) строя.
Вероятно, современным мужчинам надоел даже намек на иронию, и они решили совместить приятное с полезным. Активный образ жизни, борьба за здоровье (или со здоровьем) и забота о детях, вещи, казалось бы, несовместимые. Но, оказывается все не так просто. Вот примеры, когда активный образ жизни совместим с заботой о детях. И дети целы, и волки сыты, … т.е. и дети присмотрены, и папаши здоровы. Не вполне уверен, что детям всегда удобно в этих ситуациях, но, перефразируя известное выражение, скажем так: какой ребенок не любит быстрой езды.

Коляски для активного образа жизни.
Следует обратить внимание на конструктивное сходство коляски середины 19-го века, которую толкает перед собой «послушный супруг», с одним из последних достижений в мире детских колясок нашего времени – т.н. Baby Jogger stroller.

Послушный супруг превратился в бегущего человека
Вот такие сюрпризы приносит иногда развитие (эволюция) сложной технической системы. Прошло больше 150-ти лет, а неумолимая логика технического прогресса явила нам детскую коляску весьма похожую на своего давнего прародителя. Бывает же такое. Впрочем, кто знаком с законами диалектики, скажет, что все движется и изменяется по спирали. Вероятно, этот частный случай является подтверждением общего закона развития. Но, это уже совсем другая история.

понедельник, 4 февраля 2013 г.

The History of Child’s carriage with pictures. Part 2

История Детской Коляски в рисунках, картинках и фотографиях

Продолжение, начало здесь.

Обычно, 1890 год большинство источников называют переломным в истории детских колясок, ибо в этом году американский изобретатель Уильям Ричардсон (William H. Richardson) получил патенты на коляску, которая, как утверждается, является прообразом (прародительницей) всех современных образцов этого вида детского транспорта. Если с этим годом, как переломным, можно было бы и согласиться, то с единоличным приоритетом Уильяма Ричардсона можно и поспорить. Тот вид детской коляски, который получил распространение с начала 1890-х годов, есть плод усилий многих людей по обе стороны Атлантического океана.

Детские коляски в период между 1890 – 1920 годами

В эти годы детские коляски хоть и продолжали оставаться символом престижа и социального статуса, но их круг покупателей существенно расширился. Впрочем, это касалось не только колясок, т.к. пришло время индустриального производства, для которого требовался более широкий рынок, чем в предыдущие периоды.
Кроме того, постепенно менялась окружающая среда обитания. Обзаведясь твердым покрытием, улицы стали более пригодны для передвижения по ним с колясками. Также, увеличивалось количество общественных парков – идеальные места для прогулок с детьми.

1890-е годы

Young child in baby carriage. 1890
Фотография 1890 года показывает ребенка одетого в белое и покрытым белым меховым одеялом, сидящего в коляске на тротуаре.
Young child in baby carriage. Landweiman & Rettus, photographer

Drill of the Charleston Cadets, 1891
Drill of the Charleston Cadets, Date Published: 1891.

Lake George, N.Y. Date Published: 1891.
Lake George, N.Y.; west from the Lake House. Date Published: 1891.
Lake George, N.Y. Date Published: 1891.
Европа также не отставала от модных тенденций того времени. Впрочем, почему не отставала?  Париж, что касается моды, всегда был впереди планеты всей.


Capote suzon. Toilettes de promenade. Paris, 1893-1895.
Рисунок из французского модного журнала, датируемый 1893-1895 годами.
Capote suzon. Toilettes de promenade.

Terrible accident au bois de Boulogne. 1898
Гравюра: «Страшная авария в Булонском лесу».
Image Title: Terrible accident au bois de Boulogne.
Creator: Méaulle, F. (Fortuné), b. 1844 -- Engraver
Additional Name(s): Tofani, Osvaldo, 1849-1915 -- Artist
Published Date: 1898

Мужчина и женщина толкают коляску, гуляя по пляжу, Ньюпорт, Род-Айленд, штат Калифорния, 1899 год.
Man and woman pushing a baby carriage walking along the beach, Newport, Rhode Island, ca. 19th century
А вот что предлагали к продаже в конце 19-го века различные фирмы-производители детских колясок. Есть здесь и реклама знаменитого магазина Хитчингса (Hitching's Baby Store), где в конце 1840-х годов приобрела для своих детей коляски Королева Виктория.

Реклама Детских колясок в конце 19-го века.
James Lloyd & Compy. Melbourne Exhibition, 1888.
Hitching’s Baby Store. 1897.
Sears Roebuck & Co. Catalogue. 1897

 1900 – 1920 годы

Коляски такого типа, что из каталога фирмы Sears Roebuck & Co с предыдущего рисунка, вероятно, были очень распространены в конце 19-го – начале 20-го веков. Вот еще такая коляска, изображенная на фотографии, сделанной в 1900 году.

Young boy with girl pushing baby carriage, Staten Island, New York, 1900
Мальчик с девушкой толкают детскую коляску, Стейтен-Айленд, Нью-Йорк, 1900 год.
Young boy with girl pushing baby carriage, Staten Island, New York.

Но больше всего детских колясок в эти годы можно было встретить в городских парках и скверах. Смотрим на фотографию, сделанную в Нью-Йорке между 1902 и 1910 годами. На заднем плане виден небоскрёб Флэтайрон-билдинг (Flatiron Building).

New York, Flatiron Building from Madison Square Park. between 1902 and 1910
Вид на Флэтайрон-билдинг со стороны Мэдисон-сквер-парк. Нью-Йорк. Между 1902 и 1910 годами.
New York, Flatiron Building from Madison Square Park.
А на переднем плане, на дорожках парка можно увидеть множество людей, в том числе прогуливающихся с детскими колясками. Увеличиваем небольшой фрагмент на переднем плане этого фото, смотрим на детскую коляску и на сопровождающих её лиц, и благодарим Библиотеку Конгресса США за такую предоставленную возможность.

New York, Madison Square Park. between 1902 and 1910
Дети на прогулке в Мэдисон-сквер-парке (Madison Square Park), Нью-Йорк, между 1902 и 1910 годами.
А вот весьма интересная жанровая сцена из 1904 года. Пока горничная разговаривает (флиртует, заигрывает) под деревом с полицейским,  старший ребенок забирает конфеты у младшего, отчего и название фото: «Грабеж на глазах у полиции».

Comitting robbery - under the eyes of the police
Юмористическая стерео-картинка: Comitting robbery - under the eyes of the police.
Date Created/Published: c1904.
И снова матери с детьми, отдыхающие в жаркий день в городском парке Нью-Йорка. Фото сделано между 1908 и 1919 годами.

Mothers and children in a city park on a hot day. New York. Between 1908 and 1919.
Mothers and children in a city park on a hot day, New York.
Date Published: between ca. 1908 and 1919
Опять Нью-Йорк, на этот раз Центральный парк, 1909 год.

Children in Central Park. Women seated on benches, two baby carriages. 1909
Дети в Центральном Парке, Нью-Йорк, 1909 год.
Children in Central Park. Women seated on benches, two baby carriages. 1909

Субботним днем в Центральном парке. 1909 год.
Saturday afternoon in Central Park.
Creator: O'Malley, Power, 1878-1946
Notes: Written on border: "June 26, 1909."
Original Source: From Harper's weekly : a journal of civilization. (New York : Harper' s Weekly Co., 1857-1916)
Отдыхали, впрочем, не только в парках, но и на пляжах. Вот как проводил время средний класс Америки на пляже в Атлантик-Сити в начале 20-го века.

On the beach, Atlantic City, N.J., between 1900 and 1910
На пляже, Атлантик-Сити (Atlantic City), штат Нью-Джерси, между 1900 и 1910 годами.
On the beach, Atlantic City, N.J.
Date Created/Published: [between 1900 and 1910]
В этот период, сохранялась тенденция предыдущих годов - изготовление плетеных корпусов колясок. Эта тенденция вполне объяснима, т.к. при имеющихся  в то время материалах, только таким образом можно было обеспечить приемлемую прочность и низкий вес. Кроме того, плетеная коляска это красиво, а сейчас бы еще подчеркнули, что сделано из экологически чистых материалов. Смотрим ниже на пример коляски с плетеной корзиной из 1912 года.

Every day in the life of this baby: out of door nap. 1912.
Фотография, сделанная в 1912 году, показывает спящего ребенка в плетеной коляске на крыльце.
Every day in the life of this baby: out of door nap.
Шли годы, совершенствовались технологии производства, вносились изменения в конструкции колясок, появлялось разнообразие в их модельном ряде. Вот две интересные фотографии, которые я объединил в одну, т.к. сделаны они в один день, а именно 27 января 1913 года. Судя по всему, эти фото из серийной павильонной съемки, т.к. все три «модели» на них одни и те же: молодая женщина, ребенок и детская коляска.
Woman, infant, umbrella, baby carriage, 1913 Jan. 27.
Woman, holding umbrella, pushing baby in carriage equipped with rain cover.
Woman and infant posed with a baby carriage. 1913 Jan. 27.
А теперь внимательно рассмотрим одну из этих замечательных фотографий.
Если бы это был современный снимок, то можно было бы восхищаться фотохудожником, который создал этот шедевр, и особенно его знанием фотошопа. Но так как в 1913 году, ни фотошопа, ни даже компьютеров, не было и в помине, приходиться удивляться ещё больше, ибо трудно даже представить, как на фото был нарисован (добавлен) дождь (капли дождя). Все персонажи, изображенные на этом рисунке: девушка, ребенок, коляска - великолепны. Но, так как нас, исходя из тематики этого сообщения, интересует только последний предмет (персонаж), то максимально увеличиваем снимок и внимательно смотрим на этот великолепный экземпляр из, можно сказать, золотого века детских колясок.   

Woman, holding umbrella, pushing baby in carriage equipped with rain cover. 1913
Молодая женщина, прикрываясь зонтом, везет ребенка в коляске оснащенной противодождевым укрытием.
Прежде всего, следует обратить внимание, что это уже не классическая коляска конца 19-го века. Уменьшились колеса, опустилась корзина, что, несомненно, придало ей большей устойчивости. Защита от дождя просто замечательная. Можно даже сказать что это прообраз коляски из следующего периода их развития.

Период с 1890-го по 1920 годы можно назвать Золотым веком в истории детских колясок. С одной стороны коляски стали уже промышленным товаром, но с другой стороны, они еще сохранили элементы высокохудожественного и изысканного искусства, и не превратились еще в массовый безликий ширпотреб. Они еще продолжали оставаться предметом, который мог подчеркнуть социальный статус семьи, ибо еще были доступны не всем. Вот пример такого подчеркивания, если хотите – тщеславия, из 1915 года – парад детских колясок в Эсбери Парке, Нью-Джерси.
Asbury Park, New Jersey, baby parade with general scene in court. 1915.

окончание следует

воскресенье, 3 февраля 2013 г.

The History of Child’s carriage with pictures. Part 1


История Детской Коляски в рисунках, картинках и фотографиях

Это может показаться странным, но такая простая и привычная для всех вещь, как детская коляска появилась, по историческим меркам, не так давно. Большинство источников утверждает, что впервые этот предмет появился при дворе Уильям Кавендиша 3-го герцога Девонширского (the 3rd Duke of Devonshire), который в 1733 году заказал коляску для своих детей известному архитектору Уильяму Кенту (William Kent).
Всю дальнейшую историю детских колясок можно условно разбить на несколько этапов, которые связанны, обычно, с историческими эпохами и деятельностью конкретных изобретателей. Впрочем, эта история подробно уже описана в статье Baby transport – История Детской Коляски, и потому, в этом сообщении, сконцентрируюсь больше на эстетических (дизайнерских, художественных) аспектах развития детской коляски, расположив все найденные мною рисунки в хронологическом порядке.

Хронология развития Детской Коляски

Детский транспорт в 18-м - начале 19-го веках.

Первый этап, начавшийся с коляски Кента, и продолжавшийся до 1840-х годов, был характерен тем, что baby transport на тот момент был роскошью, которую могли позволить себе только очень знатные и очень богатые люди. Кроме того, отличительной особенностью, изготовленных по индивидуальным проектам колясок, было их высочайшее, на грани искусства, качество и … ужасное неудобство при их использовании. Созданные, как уменьшенные копии конных экипажей, они были тяжелы и громоздки, которые к тому же приходилось тянуть, а не толкать. Но нет худа без добра, ибо благодаря их высокому качеству и художественной ценности, некоторые экземпляры колясок тех лет сохранились до наших дней. Таким образом сохранилась и самая первая в мире детская коляска, созданная Уильямом Кентом для герцога Девонширского, которая и сейчас хранится в экспозиции резиденции герцогов - дворце Чатсуорт-хаус (Chatsworth House).

Perambulator, William Kent, 1733, Duke of Devonshire
Первая детская коляска Уильяма Кента в экспозиции дворца Чатсуорт-хаус (Chatsworth House).
Что касается документальных свидетельств той эпохи, по которым можно было бы судить о внешнем виде и конструктивных особенностях средств для перевозки детей, то здесь есть большие проблемы, т.к. их осталось не много. Фотографии еще не было, а полиграфия печатала графические изображения еще плохо. Остается возможность найти такие свидетельства только в виде рисунков и картин художников. И такие картины, хоть их и не много, существуют.
У известного английского художника-портретиста Артура Дэвиса (Arthur Devis, 19 February 1712 – 25 July 1787) их целых две, хотя подозреваю, что тележка для перевозки детей на них изображена одна и та же, т.к. уж больно они похожи. Впрочем, если это разные коляски, то это может означать, что в 18-м веке такие модели были не так уж и редки.

Художник Артур Дэвис (Arthur Devis). Richard, Mary and Peter du Cane
Художник Артур Дэвис (Arthur Devis). Richard, Mary and Peter du Cane
Вторая картина, написанная в 1749 году, по разным источникам называется, либо A Family Group on a Terrace in a Garden, либо The Thomas Cave Family.

Артур Дэвис (Arthur Devis). A Family Group on a Terrace in a Garden. 1749 год.
А вот картина американского и английского художника XVIII века Джона Синглтона Копли (John Singleton Copley), которая называется The Three Youngest Daughters of King George III. На картине, написанной в 1785 году, изображены принцессы Мари, София и Амелия - дочери короля Великобритании Георга III во время прогулки, причем самая младшая из них сидит в коляске, управляемой старшими девочками. Стоит обратить внимание на достаточно солидные размеры этого транспортного средства, которым и взрослым было сложно управлять. Видна также передняя ручка, за которую держится одна из старших дочерей.

John Singleton Copley. The Three Youngest Daughters of King George III
Джон Синглтон Копли. Три младших дочерей короля Георга III. 1785 г.
А вот раскрашенная гравюра из начала 19-го века (1810 год), которая с иронией рассказывает о тяжелой мужской жизни в браке. Даже не стоит предпринимать попытки понять английский юмор двухсотлетней давности, а вот на коляску следует обратить внимание, которую всё так же продолжают тянуть за собой.

Matrimony!!!, c 1810. Science Museum / Science & Society Picture Library
'Matrimony!!!', c 1810.

Детские коляски в Викторианскую эпоху

Следующий период в развитии детских колясок примерно соответствует годам правления Королевы Виктории, которые так и назывались – Викторианская эпоха.
Документальных источников в этот период было больше чем в предыдущем. Хотя фотография уже появилась, она была еще слабо развита, и потому почти не оставила свидетельств (примеров) детских колясок того времени. Зато возможности полиграфии уже значительно возросли, которая и оставила нам различные отпечатанные рисунки, по которым мы и можем судить, какие изменениях в конструкции детской коляски тогда происходили.  
Считается, что революционные изменения в конструкцию baby-cars внес английский изобретатель и предприниматель Чарльз Бартон (Charles Burton), получивший в 1853 году также первый в мире патент на детскую коляску.
Какие же нововведения придумал Бартон? Прежде всего, коляска стала толкающего типа, а не тянущего, как они были до этого. Кроме того, коляска стала трехколесной, ребенок в которой при движении находился сидя лицом вперед. То есть Бартон изобрел коляску, которую сейчас в большинстве случаев называют прогулочная, которая предназначена не для младенцев, а для уже немного подросших детей.
Самое удивительное, что Чарльз Бартон изобрел также складывающуюся коляску. По крайней мере, так показано на рисунке к его первому патенту. Однако, складные коляски большого распространения в то время не поучили. А вот такой тип трехколесной прогулочной детской коляски стал популярным на долгие годы.

Patent, Charles Burton, 1853
Рисунок патента Чарльза Бартона 1853 года.
Именно такого типа коляски в конце 1840-х годов купила для своих детей в магазине Hitchings Baby Store молодая Королева Виктория. Некоторые источники утверждают, что это были коляски разработанные Чарльзом Бартоном.

Детская коляска из коллекции Королевы Виктории
Рисунок из книги: Kinderwagen gestern und heute
Далее, в хронологическом порядке, следуют рисунки с изображениями трехколесных колясок Викторианской эпохи.

John Leech Sketch from Punch. The Docile Husband
Сатирический рисунок Послушный супруг (The Docile Hasband) из журнала Панч (Punch) за 1847 год.

Patent. Perambulator. 1859 год
Патент - Perambulator. 1859 год
Don't broil your babies! From Punch. (London)
Published Date: 1859
Из коллекции NYPL Digital Gallery
А вот ещё две Victorian Baby Carriage, но уже из Америки.

Baby carriage used by the McFetridge family of Beaver Dam, Wisconsin, 1871
Детская коляска семьи McFetridge из Бивер-Дам, штат Висконсин, около 1871 года.
Victorian Baby Carriage из коллекции Wisconsin Historical Museum.
The elephant and his keepers. Currier & Ives. New York. 1872.
Карикатура The elephant and his keepers напечатанная в 1872 году в Нью-Йорке фирмой Currier & Ives
Шли годы. Коляски совершенствовались и изменялись. Появилось четвертое колесо, что, несомненно, придало им большей устойчивости. Появилась большая корзина, что дало возможность использовать коляску для совсем маленьких детей (младенцев).
Вот рисунки с детскими колясками из 1880-х годов.

Harper's bazaar (New York), Children's clothing and baby carriages, 1884
Страница каталога магазина Harper's bazaar (New York) за 1884 год.
Children's clothing and baby carriages.
Fig. 8. Folding perambulator--closed. Fig. 9. Folding perambulator, open.

From City ballads. New York. 1885
From City ballads. (New York: Harper, 1885)

Women and children inside and outside of window, 2 baby carriages.
Женщины и дети сидят вокруг окна. Две детские коляски. 1889
The home circle. Women and children inside and outside of window, 2 baby carriages.
продолжение следует