понедельник, 4 февраля 2013 г.

The History of Child’s carriage with pictures. Part 2

История Детской Коляски в рисунках, картинках и фотографиях

Продолжение, начало здесь.

Обычно, 1890 год большинство источников называют переломным в истории детских колясок, ибо в этом году американский изобретатель Уильям Ричардсон (William H. Richardson) получил патенты на коляску, которая, как утверждается, является прообразом (прародительницей) всех современных образцов этого вида детского транспорта. Если с этим годом, как переломным, можно было бы и согласиться, то с единоличным приоритетом Уильяма Ричардсона можно и поспорить. Тот вид детской коляски, который получил распространение с начала 1890-х годов, есть плод усилий многих людей по обе стороны Атлантического океана.

Детские коляски в период между 1890 – 1920 годами

В эти годы детские коляски хоть и продолжали оставаться символом престижа и социального статуса, но их круг покупателей существенно расширился. Впрочем, это касалось не только колясок, т.к. пришло время индустриального производства, для которого требовался более широкий рынок, чем в предыдущие периоды.
Кроме того, постепенно менялась окружающая среда обитания. Обзаведясь твердым покрытием, улицы стали более пригодны для передвижения по ним с колясками. Также, увеличивалось количество общественных парков – идеальные места для прогулок с детьми.

1890-е годы

Young child in baby carriage. 1890
Фотография 1890 года показывает ребенка одетого в белое и покрытым белым меховым одеялом, сидящего в коляске на тротуаре.
Young child in baby carriage. Landweiman & Rettus, photographer

Drill of the Charleston Cadets, 1891
Drill of the Charleston Cadets, Date Published: 1891.

Lake George, N.Y. Date Published: 1891.
Lake George, N.Y.; west from the Lake House. Date Published: 1891.
Lake George, N.Y. Date Published: 1891.
Европа также не отставала от модных тенденций того времени. Впрочем, почему не отставала?  Париж, что касается моды, всегда был впереди планеты всей.


Capote suzon. Toilettes de promenade. Paris, 1893-1895.
Рисунок из французского модного журнала, датируемый 1893-1895 годами.
Capote suzon. Toilettes de promenade.

Terrible accident au bois de Boulogne. 1898
Гравюра: «Страшная авария в Булонском лесу».
Image Title: Terrible accident au bois de Boulogne.
Creator: Méaulle, F. (Fortuné), b. 1844 -- Engraver
Additional Name(s): Tofani, Osvaldo, 1849-1915 -- Artist
Published Date: 1898

Мужчина и женщина толкают коляску, гуляя по пляжу, Ньюпорт, Род-Айленд, штат Калифорния, 1899 год.
Man and woman pushing a baby carriage walking along the beach, Newport, Rhode Island, ca. 19th century
А вот что предлагали к продаже в конце 19-го века различные фирмы-производители детских колясок. Есть здесь и реклама знаменитого магазина Хитчингса (Hitching's Baby Store), где в конце 1840-х годов приобрела для своих детей коляски Королева Виктория.

Реклама Детских колясок в конце 19-го века.
James Lloyd & Compy. Melbourne Exhibition, 1888.
Hitching’s Baby Store. 1897.
Sears Roebuck & Co. Catalogue. 1897

 1900 – 1920 годы

Коляски такого типа, что из каталога фирмы Sears Roebuck & Co с предыдущего рисунка, вероятно, были очень распространены в конце 19-го – начале 20-го веков. Вот еще такая коляска, изображенная на фотографии, сделанной в 1900 году.

Young boy with girl pushing baby carriage, Staten Island, New York, 1900
Мальчик с девушкой толкают детскую коляску, Стейтен-Айленд, Нью-Йорк, 1900 год.
Young boy with girl pushing baby carriage, Staten Island, New York.

Но больше всего детских колясок в эти годы можно было встретить в городских парках и скверах. Смотрим на фотографию, сделанную в Нью-Йорке между 1902 и 1910 годами. На заднем плане виден небоскрёб Флэтайрон-билдинг (Flatiron Building).

New York, Flatiron Building from Madison Square Park. between 1902 and 1910
Вид на Флэтайрон-билдинг со стороны Мэдисон-сквер-парк. Нью-Йорк. Между 1902 и 1910 годами.
New York, Flatiron Building from Madison Square Park.
А на переднем плане, на дорожках парка можно увидеть множество людей, в том числе прогуливающихся с детскими колясками. Увеличиваем небольшой фрагмент на переднем плане этого фото, смотрим на детскую коляску и на сопровождающих её лиц, и благодарим Библиотеку Конгресса США за такую предоставленную возможность.

New York, Madison Square Park. between 1902 and 1910
Дети на прогулке в Мэдисон-сквер-парке (Madison Square Park), Нью-Йорк, между 1902 и 1910 годами.
А вот весьма интересная жанровая сцена из 1904 года. Пока горничная разговаривает (флиртует, заигрывает) под деревом с полицейским,  старший ребенок забирает конфеты у младшего, отчего и название фото: «Грабеж на глазах у полиции».

Comitting robbery - under the eyes of the police
Юмористическая стерео-картинка: Comitting robbery - under the eyes of the police.
Date Created/Published: c1904.
И снова матери с детьми, отдыхающие в жаркий день в городском парке Нью-Йорка. Фото сделано между 1908 и 1919 годами.

Mothers and children in a city park on a hot day. New York. Between 1908 and 1919.
Mothers and children in a city park on a hot day, New York.
Date Published: between ca. 1908 and 1919
Опять Нью-Йорк, на этот раз Центральный парк, 1909 год.

Children in Central Park. Women seated on benches, two baby carriages. 1909
Дети в Центральном Парке, Нью-Йорк, 1909 год.
Children in Central Park. Women seated on benches, two baby carriages. 1909

Субботним днем в Центральном парке. 1909 год.
Saturday afternoon in Central Park.
Creator: O'Malley, Power, 1878-1946
Notes: Written on border: "June 26, 1909."
Original Source: From Harper's weekly : a journal of civilization. (New York : Harper' s Weekly Co., 1857-1916)
Отдыхали, впрочем, не только в парках, но и на пляжах. Вот как проводил время средний класс Америки на пляже в Атлантик-Сити в начале 20-го века.

On the beach, Atlantic City, N.J., between 1900 and 1910
На пляже, Атлантик-Сити (Atlantic City), штат Нью-Джерси, между 1900 и 1910 годами.
On the beach, Atlantic City, N.J.
Date Created/Published: [between 1900 and 1910]
В этот период, сохранялась тенденция предыдущих годов - изготовление плетеных корпусов колясок. Эта тенденция вполне объяснима, т.к. при имеющихся  в то время материалах, только таким образом можно было обеспечить приемлемую прочность и низкий вес. Кроме того, плетеная коляска это красиво, а сейчас бы еще подчеркнули, что сделано из экологически чистых материалов. Смотрим ниже на пример коляски с плетеной корзиной из 1912 года.

Every day in the life of this baby: out of door nap. 1912.
Фотография, сделанная в 1912 году, показывает спящего ребенка в плетеной коляске на крыльце.
Every day in the life of this baby: out of door nap.
Шли годы, совершенствовались технологии производства, вносились изменения в конструкции колясок, появлялось разнообразие в их модельном ряде. Вот две интересные фотографии, которые я объединил в одну, т.к. сделаны они в один день, а именно 27 января 1913 года. Судя по всему, эти фото из серийной павильонной съемки, т.к. все три «модели» на них одни и те же: молодая женщина, ребенок и детская коляска.
Woman, infant, umbrella, baby carriage, 1913 Jan. 27.
Woman, holding umbrella, pushing baby in carriage equipped with rain cover.
Woman and infant posed with a baby carriage. 1913 Jan. 27.
А теперь внимательно рассмотрим одну из этих замечательных фотографий.
Если бы это был современный снимок, то можно было бы восхищаться фотохудожником, который создал этот шедевр, и особенно его знанием фотошопа. Но так как в 1913 году, ни фотошопа, ни даже компьютеров, не было и в помине, приходиться удивляться ещё больше, ибо трудно даже представить, как на фото был нарисован (добавлен) дождь (капли дождя). Все персонажи, изображенные на этом рисунке: девушка, ребенок, коляска - великолепны. Но, так как нас, исходя из тематики этого сообщения, интересует только последний предмет (персонаж), то максимально увеличиваем снимок и внимательно смотрим на этот великолепный экземпляр из, можно сказать, золотого века детских колясок.   

Woman, holding umbrella, pushing baby in carriage equipped with rain cover. 1913
Молодая женщина, прикрываясь зонтом, везет ребенка в коляске оснащенной противодождевым укрытием.
Прежде всего, следует обратить внимание, что это уже не классическая коляска конца 19-го века. Уменьшились колеса, опустилась корзина, что, несомненно, придало ей большей устойчивости. Защита от дождя просто замечательная. Можно даже сказать что это прообраз коляски из следующего периода их развития.

Период с 1890-го по 1920 годы можно назвать Золотым веком в истории детских колясок. С одной стороны коляски стали уже промышленным товаром, но с другой стороны, они еще сохранили элементы высокохудожественного и изысканного искусства, и не превратились еще в массовый безликий ширпотреб. Они еще продолжали оставаться предметом, который мог подчеркнуть социальный статус семьи, ибо еще были доступны не всем. Вот пример такого подчеркивания, если хотите – тщеславия, из 1915 года – парад детских колясок в Эсбери Парке, Нью-Джерси.
Asbury Park, New Jersey, baby parade with general scene in court. 1915.

окончание следует

воскресенье, 3 февраля 2013 г.

The History of Child’s carriage with pictures. Part 1


История Детской Коляски в рисунках, картинках и фотографиях

Это может показаться странным, но такая простая и привычная для всех вещь, как детская коляска появилась, по историческим меркам, не так давно. Большинство источников утверждает, что впервые этот предмет появился при дворе Уильям Кавендиша 3-го герцога Девонширского (the 3rd Duke of Devonshire), который в 1733 году заказал коляску для своих детей известному архитектору Уильяму Кенту (William Kent).
Всю дальнейшую историю детских колясок можно условно разбить на несколько этапов, которые связанны, обычно, с историческими эпохами и деятельностью конкретных изобретателей. Впрочем, эта история подробно уже описана в статье Baby transport – История Детской Коляски, и потому, в этом сообщении, сконцентрируюсь больше на эстетических (дизайнерских, художественных) аспектах развития детской коляски, расположив все найденные мною рисунки в хронологическом порядке.

Хронология развития Детской Коляски

Детский транспорт в 18-м - начале 19-го веках.

Первый этап, начавшийся с коляски Кента, и продолжавшийся до 1840-х годов, был характерен тем, что baby transport на тот момент был роскошью, которую могли позволить себе только очень знатные и очень богатые люди. Кроме того, отличительной особенностью, изготовленных по индивидуальным проектам колясок, было их высочайшее, на грани искусства, качество и … ужасное неудобство при их использовании. Созданные, как уменьшенные копии конных экипажей, они были тяжелы и громоздки, которые к тому же приходилось тянуть, а не толкать. Но нет худа без добра, ибо благодаря их высокому качеству и художественной ценности, некоторые экземпляры колясок тех лет сохранились до наших дней. Таким образом сохранилась и самая первая в мире детская коляска, созданная Уильямом Кентом для герцога Девонширского, которая и сейчас хранится в экспозиции резиденции герцогов - дворце Чатсуорт-хаус (Chatsworth House).

Perambulator, William Kent, 1733, Duke of Devonshire
Первая детская коляска Уильяма Кента в экспозиции дворца Чатсуорт-хаус (Chatsworth House).
Что касается документальных свидетельств той эпохи, по которым можно было бы судить о внешнем виде и конструктивных особенностях средств для перевозки детей, то здесь есть большие проблемы, т.к. их осталось не много. Фотографии еще не было, а полиграфия печатала графические изображения еще плохо. Остается возможность найти такие свидетельства только в виде рисунков и картин художников. И такие картины, хоть их и не много, существуют.
У известного английского художника-портретиста Артура Дэвиса (Arthur Devis, 19 February 1712 – 25 July 1787) их целых две, хотя подозреваю, что тележка для перевозки детей на них изображена одна и та же, т.к. уж больно они похожи. Впрочем, если это разные коляски, то это может означать, что в 18-м веке такие модели были не так уж и редки.

Художник Артур Дэвис (Arthur Devis). Richard, Mary and Peter du Cane
Художник Артур Дэвис (Arthur Devis). Richard, Mary and Peter du Cane
Вторая картина, написанная в 1749 году, по разным источникам называется, либо A Family Group on a Terrace in a Garden, либо The Thomas Cave Family.

Артур Дэвис (Arthur Devis). A Family Group on a Terrace in a Garden. 1749 год.
А вот картина американского и английского художника XVIII века Джона Синглтона Копли (John Singleton Copley), которая называется The Three Youngest Daughters of King George III. На картине, написанной в 1785 году, изображены принцессы Мари, София и Амелия - дочери короля Великобритании Георга III во время прогулки, причем самая младшая из них сидит в коляске, управляемой старшими девочками. Стоит обратить внимание на достаточно солидные размеры этого транспортного средства, которым и взрослым было сложно управлять. Видна также передняя ручка, за которую держится одна из старших дочерей.

John Singleton Copley. The Three Youngest Daughters of King George III
Джон Синглтон Копли. Три младших дочерей короля Георга III. 1785 г.
А вот раскрашенная гравюра из начала 19-го века (1810 год), которая с иронией рассказывает о тяжелой мужской жизни в браке. Даже не стоит предпринимать попытки понять английский юмор двухсотлетней давности, а вот на коляску следует обратить внимание, которую всё так же продолжают тянуть за собой.

Matrimony!!!, c 1810. Science Museum / Science & Society Picture Library
'Matrimony!!!', c 1810.

Детские коляски в Викторианскую эпоху

Следующий период в развитии детских колясок примерно соответствует годам правления Королевы Виктории, которые так и назывались – Викторианская эпоха.
Документальных источников в этот период было больше чем в предыдущем. Хотя фотография уже появилась, она была еще слабо развита, и потому почти не оставила свидетельств (примеров) детских колясок того времени. Зато возможности полиграфии уже значительно возросли, которая и оставила нам различные отпечатанные рисунки, по которым мы и можем судить, какие изменениях в конструкции детской коляски тогда происходили.  
Считается, что революционные изменения в конструкцию baby-cars внес английский изобретатель и предприниматель Чарльз Бартон (Charles Burton), получивший в 1853 году также первый в мире патент на детскую коляску.
Какие же нововведения придумал Бартон? Прежде всего, коляска стала толкающего типа, а не тянущего, как они были до этого. Кроме того, коляска стала трехколесной, ребенок в которой при движении находился сидя лицом вперед. То есть Бартон изобрел коляску, которую сейчас в большинстве случаев называют прогулочная, которая предназначена не для младенцев, а для уже немного подросших детей.
Самое удивительное, что Чарльз Бартон изобрел также складывающуюся коляску. По крайней мере, так показано на рисунке к его первому патенту. Однако, складные коляски большого распространения в то время не поучили. А вот такой тип трехколесной прогулочной детской коляски стал популярным на долгие годы.

Patent, Charles Burton, 1853
Рисунок патента Чарльза Бартона 1853 года.
Именно такого типа коляски в конце 1840-х годов купила для своих детей в магазине Hitchings Baby Store молодая Королева Виктория. Некоторые источники утверждают, что это были коляски разработанные Чарльзом Бартоном.

Детская коляска из коллекции Королевы Виктории
Рисунок из книги: Kinderwagen gestern und heute
Далее, в хронологическом порядке, следуют рисунки с изображениями трехколесных колясок Викторианской эпохи.

John Leech Sketch from Punch. The Docile Husband
Сатирический рисунок Послушный супруг (The Docile Hasband) из журнала Панч (Punch) за 1847 год.

Patent. Perambulator. 1859 год
Патент - Perambulator. 1859 год
Don't broil your babies! From Punch. (London)
Published Date: 1859
Из коллекции NYPL Digital Gallery
А вот ещё две Victorian Baby Carriage, но уже из Америки.

Baby carriage used by the McFetridge family of Beaver Dam, Wisconsin, 1871
Детская коляска семьи McFetridge из Бивер-Дам, штат Висконсин, около 1871 года.
Victorian Baby Carriage из коллекции Wisconsin Historical Museum.
The elephant and his keepers. Currier & Ives. New York. 1872.
Карикатура The elephant and his keepers напечатанная в 1872 году в Нью-Йорке фирмой Currier & Ives
Шли годы. Коляски совершенствовались и изменялись. Появилось четвертое колесо, что, несомненно, придало им большей устойчивости. Появилась большая корзина, что дало возможность использовать коляску для совсем маленьких детей (младенцев).
Вот рисунки с детскими колясками из 1880-х годов.

Harper's bazaar (New York), Children's clothing and baby carriages, 1884
Страница каталога магазина Harper's bazaar (New York) за 1884 год.
Children's clothing and baby carriages.
Fig. 8. Folding perambulator--closed. Fig. 9. Folding perambulator, open.

From City ballads. New York. 1885
From City ballads. (New York: Harper, 1885)

Women and children inside and outside of window, 2 baby carriages.
Женщины и дети сидят вокруг окна. Две детские коляски. 1889
The home circle. Women and children inside and outside of window, 2 baby carriages.
продолжение следует


среда, 17 августа 2011 г.

Самые красивые маяки

Слово МАЯК у каждого человека вызывает свои, индивидуальные, мысли. Думаю, однако, большинство из них носит романтический характер, что легко объяснимо. Выполняющие вполне унитарную роль, эти величественные сооружения ассоциируются со словами: море, шум прибоя, одиноко стоящая на скале башня, прорезающий темноту и туман луч света - путеводный огонь несущий спасение для далеких судов. Если к этому добавить романтический образ одинокого смотрителя маяка, то тогда понятно, откуда берутся эти романтические мысли у большинства представителей рода человеческого. И поэтому не удивительно, что маяк (образ маяка) активно используется художниками, литераторами и другими творческими деятелями культуры и искусства.
Для примера вспомним Великих. Вот действительно великий Художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. Если маринист – то море и корабли, а если море и корабли – то, как же без маяков. Вот две картины из раннего Айвазовского, где есть море, корабли и конечно маяки.

Айвазовский Иван Константинович. Морской пролив с маяком. 1841 г.

Айвазовский Иван Константинович. Берег моря ночью. У маяка. 1837 г.

Примерно в то же самое время, когда Айвазовский рисовал эти свои картины, во Франции художник Жан-Луи Пети (Jean Louis Petit) сотворил свой шедевр – картину Le Phare de Gatteville, на которой изображен маяк Гатвиль (фр. Phare de Gatteville или Pointe de Barfleur Light), находящийся у городка Гатвиль-ле-Фар в Нормандии.
Жан-Луи Пти (Пети) (Jean Louis Petit), Le Phare de Gatteville, 1841 г
Самое интересное, что этот маяк работает и сегодня. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, если учитывать, что построен он из гранита, имеет толщину стен у основания 2,6 метров, на вершине – 1 метр, при диаметре основания 9,25 метров, вершины – 6 метров.
Первый маяк, построенный в 1774 году, имеет высоту 25 метров и в настоящее время не используется по прямому назначению. Строительство второго маяка, который расположен рядом с первым, происходило с 1829 по 1835 год. Имея высоту 74,85 метра, он и сегодня представляет собой грандиозное сооружение, являясь третьим в мире по высоте, среди традиционных каменных маяков.
Маяк Гатвиль (фр. Phare de Gatteville или Pointe de Barfleur Light) находящийся у городка Гатвиль-ле-Фар, Нормандия, Франция.
Lighthouse at Gatteville is the third tallest conventional stone lighthouse in the world.
Фотография с блога Maxted Travels with Modestine 2: Caen and Cotentin
Кстати, в десятке самых высоких маяков в мире (Top 10 Tallest Lighthouses in the World) есть два из России. А вот еще один интересный список высочайших маяков мира - List of tallest lighthouses in the world, в который попали три маяка из России и один из Украины.
Вот они наши родные, самые высокие маяки:
  • Lesnoy Mole Rear Range Light, St. Petersburg (73 meters) – действующий маяк системы «ведущих огней» (англ. Leading Lights, амер. Range Light) или створный маяк. Расположен в районе верфи на набережной и указывает кораблям путь в торговый порт Санкт-Петербурга. Это четвертый в мире по высоте среди традиционных маяков ("traditional lighthouse"), первый по высоте в России, а также первый в мире по высоте среди створных маяков.
  • Стороженский маяк / Storozhenskiy Light (71 meters), также известный как Storozhno Light действующий с 1911 года маяк на Ладожском озере в Ленинградской области, Россия.  Это 10-й по высоте маяк в мире, седьмой среди традиционных маяков, четвертый среди каменных.
  • Осиновецкий маяк / Osinovetsky Light  действующий маяк на Ладожском озере в Ленинградской области, Россия. Он расположен на мысу близ юго-западной части озера. Свет маяка указывает западную сторону южной бухты озера, ведущую к входу Невы. При высоте 230 футов (70 м), это восьмой по высоте традиционный маяк ("traditional lighthouse") в мире. Он немного короче своего  близнеца Стороженского маяка. Маяк служил важной вехой на Дороге жизни во время блокады Ленинграда (с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 г.).
  • Аджигольский маяк - уникальный по конструкции сетчатый стальной гиперболоидный маяк в Днепровском лимане напротив сёл Рыбачье и Станислав Голопристаньского района Херсонской области, Украина. Построен в виде сетчатой оболочки в форме однополостного гиперболоида вращения в 1910 году по проекту инженера, академика Владимира Григорьевича Шухова. Высота маяка - 70 метров (по другим данным – 64 метра). Это самая высокая односекционная гиперболоидная башня, построенная В. Г.Шуховым.

Самые высокие маяки нашей Родины: Lesnoy Mole Rear Range Light; Стороженский маяк; Осиновецкий маяк; Аджигольский маяк.

Маяк – одно из древнейших изобретений человечества.

Если уйти от романтических мыслей, которые ассоциативно возникают при слове маяк, то следует сказать, что это, как утверждает Википедия, прежде всего, средство навигационного оборудования побережья крупных водоёмов в виде капитального сооружения, нередко башенного типа, предназначенное для сопоставления наблюдаемой судоводителем картины с определённым местом на географической карте, имеющим точно установленные координаты.
Вот еще одно определение из Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
Маяк - высокое, в виде башни, строение, стоящее на морском берегу, на пути следования судов - для указания пути мореплавателям. Ночью на вершине М. поддерживается огонь. Указательные М. возводятся в открытом море, на отдельных небольших скалах и отмелях, а иногда и на искусственных возвышениях дна; они служат главным образом для того, чтобы дать возможность судну, приближающемуся к берегу, ориентироваться относительно своего положения и проверить правильность своего курса.
Если подходить к маякам, как к изобретению, то следует сказать, что это очень древнее изобретение. В вышедшей в 1868 году в Лондоне книге с названием Wonderful inventions: from the mariner's compass to the electric telegraph cable, была предпринята попытка обобщить движение человечества по пути технического прогресса в виде составления списка самых замечательных, изумительных, удивительных, … (wonderful одним словом) изобретений всех времен и народов. Оставлю на совести Джона Тимбса (John Timbs) - автора этой книги, какими принципами он руководствовался при отборе изобретений в эту книгу, тем не менее, приведу этот список.
  1. The Mariner's Compass
  2. Lighthouses and Lifeboats
  3. The Barometer
  4. The Thermometer
  5. Printing
  6. The Telescope
  7. The Microscope
  8. Clocks and Watches
  9. Gunpowder and Gun-cotton
  10. Gas-lighting
  11. Artesian Wells
  12. The Steam-engine
  13. The Cotton Manufacture
  14. Steam Navigation
  15. The Railway and the Locomotive Steam-engine
  16. Iron Ships of War, Guns, and Armour
  17. The Electric Telegraph
  18. Ocean Electro-Telegraphy. – The Electric Cables

Под номером 2 в этом списке стоит Lighthouses and Lifeboats, т.е. маяки и спасательные шлюпки. Не знаю с чем связана такая нумерация в этой книге: по степени значимости, по древности изобретения, либо по другим неведомым мне причинам, но отчасти второе место маяков и спасательных шлюпок можно объяснить тем, что книга издана в Великобритании, а для владычицы морей безопасность мореплавания всегда была важна. Стоящие на первом месте компас и на третьем барометр, только подтверждают это мое предположение.
И тем не менее,
маяк – одно из самых древних и важных изобретений человечества.

Первые маяки появились еще в Древнем Мире, как потребность в безопасном мореплавании, которое сильно развивалось, благодаря постоянно увеличивающимся объемам морской торговли. Произошло это около четырех тысяч лет назад на Средиземном море – колыбели современной цивилизации. Сначала это были костры на береговых возвышенностях. Позже греки стали строить каменные башни и разводить огонь на их вершине.
Самым известным и самым большим маяком в истории является Александрийский маяк, построенный в III веке до н.э. в египетском городе Александрия. Также известный как Фаросский маяк (по имени острова на котором размещался), он являлся одним из семи чудес света. Высота маяка равнялась 120 – 140 метров, что даже по современным меркам является очень впечатляющей высотой для каменного здания. Благодаря такой высоте, свет от огня костра на его вершине был виден на расстоянии 60 – 100 километров.
Александрийский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на фундаменте из массивных каменных блоков. Первая башня представляла собой квадратную (30x30 метров) призму высотой 60 метров, в которой находились технические помещения. На плоской крыше этой башни, украшенной статуями, располагалась средняя (восьмиугольная) 40-метровая башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню. Последняя же, в свою очередь, была сооружена в виде цилиндрической колоннады, где и горел огонь, указывающий кораблям путь в бухту.

Александрийский (Фаросски) маяк.
Это грандиозное сооружение простояло около тысячи лет, пока в 796 году было сильно повреждено землетрясением. В дальнейшем предпринимались попытки восстановить маяк, но без особого успеха. В XIV веке высота маяка составляла около 30 метров. А в конце XV века на месте маяка и из его обломков была построена крепость, стоящая и сейчас.
Не все, однако, согласны с таким видом реконструкции Александрийского маяка. Вот рисунок из изданной еще в 19-м веке в Париже книги Чудеса науки, или популярные описание современных изобретений (Les merveilles de la science, ou Description populaire des inventions modernes)

Попытка реконструкции маяка в Александрии. / Essai de restauration du phare d'Alexandrie.
Некоторые утверждают, что Александрийский маяк был первым в мире маяком. Думаю, однако, что это не так. Трудно представить, что можно впервые (с нуля) построить какой-то технический объект, и он бы оставался самым-самым на столетия, а в данном случае навсегда. Конечно, у него были предшественники. Для подтверждения этого факта можно вспомнить поэму Гомера «Илиада» (IX-VIII вв до н.э.): «Едва лишь закатится солнце, всюду огни зажигают сигнальные».
Захватив все прибрежные территории Средиземного моря, Римская империя вела активную морскую деятельность и не могла не заботиться о безопасности мореплавания. В результате, в акватории Средиземного и прилегающих к нему морей, рабами Древнего Рима было построено около 30 маяков. Один из таких маяков, построенный на побережье Атлантического океана около 100 года н.э. возле нынешнего испанского города Ла-Корунья (La Coruna) является действующим и сейчас.
Башня Геркулеса (исп. Torre de Hércules, анг. Tower of Hercules) - действующий маяк в северной части города Ла-Корунья (Галисия, Испания). Построен во времена Римской империи, считается древнейшим маяком в мире и единственным используемым древнеримским маяком. Строение имеет высоту 55 м и стоит на полуострове, скалистый берег которого возвышается на 57 м над водами залива Бетансос Атлантического океана.
Башня Геркулеса (Tower of Hercules) - самый древний действующий маяк
Остальные древнеримские маяки, к сожалению, остались только в виде развалин или(и) памятников архитектуры. Вот как выглядели в 19-м веке остатки римского маяка в Дувре. Эти развалины сохранились до нашего времени а их изображение, при желании, можно найти в интернете.
Маяк в Дувре, предположительно римской постройки и квадратная башня замка Дувр.
Phare de Douvres, supposé de construction romaine; et tour carrée du chàteau de Douvres.
Источники света маяков
Как уже было сказано, на первых маяках в качестве источника света использовались обычные костры. Но костер не очень эффективный источник света, требующий большого количества дров, и как следствие больших затрат материальных и людских ресурсов. Для увеличения эффективности использования источников света, еще в древности стали использовать медные зеркала-отражатели, которые в различных вариантах применялись еще в начале 19-го века. Вот примеры использования параболических отражателей с химическими источниками света.

Параболические отражатели с источниками света, которые применялись на маяках

Оказалось, что технологически более выгодным делать концентрирующие оптические элементы не отражающими, а работающими на просвет, т.е. использовать для концентрации света линзу. Однако линзу больших размеров сделать сложно, а её вес при этом будет большим. Чтобы решить эту проблему, в 1820 году Огюстеном Френелем (фр. Augustin Fresnel) была изобретена линза, состоящая из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, которые в сечении имеют форму призм специального профиля. Такая сложная составная линза получила название линза Френеля. Диаметр линзы Френеля может составлять нескольких метров, при достаточно малом весе.
Для простейшей модуляции светового потока (мигания) стали использовать сборку линз, вращающихся вокруг излучающего во всех направлениях и постоянного по интенсивности источника света.
Линза Френеля и её применение в осветительных установках маяков
История применения в маяках различных видов источников искусственного освещения почти в точности повторяет историю развития осветительной техники вообще. За появлением новых источников света почти всегда следовала попытка их использования на маяках.
По мере развития конструкции маяков в качестве источника света использовались растительное масло, керосин, газ. Позже, для увеличения светоотдачи, стали применять различные калильные сетки. На маяках стали применяться и первые электрические дуговые лампы с различными видами автоматических регуляторов.

Электродуговая осветительная установка с линзой Френеля.
В старых маяках, где источником света были керосиновые лампы, вращение линз осуществлялось с помощью часового механизма, чей привод (пружина или груз) приводился в рабочее состояние смотрителем маяка. Для уменьшения силы трения сборка линз помещалась на поверхности ртути.
Позднее, в маяках с вращающимися зеркалами часовой механизм стал приводиться в движение электродвигателями, а для уменьшения трения стали использовать подшипники.
В современных автоматизированных маяках вообще отказались от системы вращающихся линз, заменив её источником импульсного света, который совместно с оптической системой даёт направленный и модулированный пучок света.
Что касается несущей конструкции маяков, то она также совершенствовалась. Кроме традиционных каменных маяков появились литые железобетонные конструкции. Среди современных маяков есть и с полностью стальной конструкцией. Маяки оторвались от береговой линии, и вышли в море – появились плавучие маяки. Вот пример такого плавающего маяка установленного в Англии в 1869 году.

Плавающий маяк у входа в порт Ливерпуль.
Phare flottant placé à l'entrée du port de Liverpool.
Самый красивый маяк!
Все маяки прекрасны! Вернее, каждый маяк прекрасен по-своему.
Практически все они выполнены по индивидуальным проектам, которые учитывают расположение, погодные условия и предъявляемые к ним требования. Внешний облик маяка несет на себе отпечаток времени, когда он был построен, и особенности стиля создавшего его архитектора. Выбрать из всех маяков самый красивый трудно, а скорее всего, невозможно. Хотя о вкусах можно и поспорить, тем не менее, у каждого человека будет свой взгляд на этот вопрос. И все же, в заключении, рискну представить, если не самый красивый, то уж точно, один из самых красивых маяков.

Кордуанский маяк / Cordouan lighthouse

Кордуанский маяк является действующим маяком, расположенным в море на расстоянии 7 км от берега, недалеко от устья лимана Жиронды во Франции. Имея высоту 68 м., он занимает десятое место  в мире по этому показателю среди традиционных маяков.
Кордуанский маяк / Cordouan lighthouse
The Tour de Cordouan, Патриарх Маяков (Patriarch of Lighthouses) он на сегодняшний день является самым старым маяком во Франции. Он был разработан ведущим парижским архитектором Луи де Фуа (Louis de Foix), и поэтому является шедевром Ренессанса, сплавом королевского дворца, собора и крепости. Работы по его строительству были начаты в 1584 году и закончены в 1611 году.
Луи де Фуа сперва построил круглое основание диаметром 41 м. и 2,4 м в высоту, чтобы сдержать натиск волн. В нем были помещения для хранения воды и других материалов. Над основанием были построены четыре этажа меньшего размера. Первый этаж состоял из круглой башни 15 м. в диаметре, с комнатами для четырех смотрителей вокруг ее внутренней стенки. В центре был богато украшенный квадратный вестибюль (6,7 м. в ширину и 6,1 м. в высоту). Второй этаж был Королевскими апартаментами (King's Apartment), состоящими из гостиной, прихожей и ряда шкафов. На третьем этаже была часовня с куполообразной крышей, отличающейся красотой своей мозаики. Выше этого была вторичной фонарь (secondary lantern), а еще выше сам фонарь. Этот маяк был высотой 49 м. над уровнем моря, и свет, получаемый от сжигания дубовых дров в металлическом контейнере, был виден на расстоянии 5-6 миль.

Так выглядел Кордуанский маяк в начале 17-го века после окончания строительства.
Однако в таком виде маяк просуществовал не долго. В 1645 году шторм уничтожил верхние купола башни, но в 1664 году маяк был восстановлен. При этом была произведена замена топлива в фонаре на китовый жир. В 1719 году верхняя часть башни снова была снесена, но снова была восстановлена в 1724 году, однако уже по новому проекту сделанным Chevalier de Bitry - главным инженером укреплений в Бордо.


Так выглядел Кордуанский маяк в начале 19-го века.

В современной истории внешний облик маяка менялся мало. В 1948 году была проведена электрификация маяка с помощью двух электрогенераторов. В 1984 году в качестве источника света начала использоваться 450-ти ватная ксеноновая лампа, которая, однако, через три года была заменена на 2000 ватную галогенную лампу.



Вид Кордуанского маяка из Пуэнт-де Граве, Жиронда, Франция
le phare de Cordouan vu depuis la pointe de Grave, Gironde, France
Автор: Jack ma
Ушла в прошлое профессия смотритель маяка. Теряют свое былое значение и сами маяки, постепенно превращаясь в памятники архитектуры. Однако они по-прежнему привлекают своей красотой множество людей, вдохновляют фотографов, художников и поэтов.